Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
России и Урала
Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Одной из важнейших целей обучения истории в основной школе является формирование ценностных ориентацией и убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, патриотизма.
Патриотическое воспитание на материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигов, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.
Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - России – СССР - Российской Федерации, и тогда не смогут учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромного уважения.
История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В. П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь, на примере подвигов героев укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Эти качества следует закладывать уже в младшем школьном возрасте. Вот несколько наглядных примеров из моей работы.
Фрагмент урока.Начинаю урок с вопроса:
-Любите ли вы свой дом, семью, нашу станицу и наконец, наше Отечество?
Почти всегда слышу утвердительный ответ. И продолжаю: - А чтобы по настоящему ценить и любить свою страну, необходимо знать её историю, традиции и обычаи. Без прошлого нет настоящего, не может быть и будущего. Ходить по родной земле, которая завоевала для тебя столько свобод, столько прав, ходить по земле дедов и отцов и даже не задумываться о пути, пройденном страной, - значит смотреть вокруг и ничего не видеть. В качестве домашнего задания я каждому предлагаю начать изучение истории Отечества с истории семьи, так как жизнь нескольких поколений одной семьи и есть история государства.
Задание:Составьте генеалогическое древо и начните составлять «Семейную летопись».
В V классах учащиеся изучают историю Древнего мира, где они получают первые знания о государстве, демократии, законах, гражданском обществе. На вопрос, заданный пятиклассникам, что такое патриотизм, они отвечают: «Это любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям».
Патриотическое воспитание осуществляю на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Много ярких страниц в летописи нашей страны на основе которых я показываю героизм нашего народа: борьба против золотоордынского ига; война против шведских и немецких захватчиков в ХVI веке; Отечественная война 1812 года.
Фрагмент урока по теме:«Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием.»
Оборона Рязани.
С утра татары подошли близко к Рязани, подтаскивая за собой лестницы. Их стали выдвигать на стены одновременно со всех сторон. На стене отчаянно защищались рязанские ратники. Им помогали женщины . Они выливали ведра кипящей воды , бросали глыбы льда на штурмующих. Приступы повторялись день за днем и ночью в течении 5 суток . Рязанцы упорно стояли , но ряды их уменьшались, и не кому было заменить павших. А татары посылали на приступ все новые, свежие силы. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу: кто первым ворвется, будет грабить все, что захочет. Вслед за камнеметными машинами к воротам подползли два тарана. Монголы, прячась за кожаные щиты раскачивали бревна, тараны упорно били и, наконец, расколотили ворота. С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывавшую вход. Её сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети. Татары не прекращали натисков и, добавив лестниц, снова посылали вперед воинов, старавшихся сломить упорство рязанцев. На шестой день осады татары двинулись по лестнице, неся горящие факелы. Они поползли одновременно со всех сторон. Одни бились кривыми саблями, другие стрелами сбивали защитников. Наконец татары стали одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех сторон города. Татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех , старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание. К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: «Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях - все вместе лежали мертвые».
При заключительных словах рассказа в классе устанавливается гробовая тишина, которая, по моему мнению, является глубоким сочувствием к нашим предкам. Безразличных лиц нет.
Почти ни один урок истории не обходится без изучения достойных личностей, так как история народа - живые люди. Например, основная цель урока по теме: « Достижения русского военного искусства»- познакомить учащихся с военной деятельностью А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
Фрагмент урока. Первым чином Александра Суворова был самый маленький в России чин капрала, он давался, как правило, лучшим солдатам из простых крестьян или горожан. Капрал командовал десятком человек. Начав с малого, Суворов достигает к концу жизни самого высокого воинского звания- генералиссимус. Генералиссимусом Суворов стал в 1799 году после своего легендарного альпийского похода. В том же году свой высший чин адмирала получает Ф.Ф. Ушаков за взятие крепости Корфу и победу над французским флотом.
Описание личностей идет параллельно, что указывает на сплоченность военных сил России, единство Армии и Флота.
Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.
Русское воинство принимало участие почти во всех европейских военных конфликтах, отстаивая интересы нашего государства и независимость братских славянских народов. Две Отечественные войны 1812г. и 1941-1945гг. – яркий пример мужества и героизма русского народа в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Для учащихся 6-х классов после изучения темы «Киевская Русь» проводился конкурс рисунков «Богатырская наша сила», где учащиеся изображали героические страницы военной истории Древней Руси. Большое значение для формирования гражданственности и воспитания патриотических чувств имеют уроки-семинары для старшеклассников, посвященные таким темам как «Отечественная война 1812 года», «Смутное время», «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». На этих уроках учащиеся имеют возможность наиболее ярко представить картину исторических событий, показать роль личности в истории, героизм русского народа в период наибольшей опасности для нашей Родины.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
В 11 классе уже стал традиционным урок-диспут «Что значит быть патриотом?» в рамках темы по обществознанию «Политическая культура и политическая идеология».
В рамках декадника проводятся викторины, тематические вечера, интеллектуальные игры, исторические турниры, посвященные военной тематике. Так, мною проводились такие мероприятия: «Овеянные огненною славой» - историческая игра для 8-х классов по истории Отечественной войны 1812 года; «Годы, опаленные войной» - исторический турнир для старшеклассников, посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне; «Богатырская слава России» - историческая игра для 6-7-х классов.
С учетом психологических, возрастных особенностей учащихся я стараюсь активно вовлечь их в исторические события своей страны, используя различный формы и методы работы. Так не только на уроках, но и во внеклассной работе с ребятами мы проводим различные интеллектуальные турниры, исторические эстафеты, где особое место уделяется именно военной истории. В параллели 9-11 классах была проведена интеллектуальная игра «Счастливый случай» «Великие полководцы России с древнейших времен до наших дней» с использованием ИКТ. Наибольший интерес у учащихся вызвал гейм «заморочки из бочки», где по предложенному описанию характера, военной деятельности, ребята угадывали, кому принадлежит данная характеристика полководца. Используя в работе такие мероприятия, у ребят формируется положительная мотивация к обучению и изучению военной истории нашей страны.
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Изучение прошлого своей семьи, города, школы, области дает возможность будить интерес у ребенка у ребенка к родословной своей семе, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в юристов, художников, философов. Уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления. Вместе с учащимися мы оформили краеведческие папки-раскладушки в кабинете истории. На нем ребята оформляют страницы: Моя страна, «Мой край, «Это интересно», «Сороковые, роковые».
«Сухое» изучение истории малой родины не даст нам нужных результатов. Необходимо «зацепить» ученика так, чтобы он почувствовал себя частью исторического процесса. Начинается все с малого: истории семьи учащегося (момента и причин поселения в данном городе, селе; определения круга ближайших и дальних родственников); сбора данных о родных – участниках каких-либо исторических событий, записи их рассказов о делах минувших и т.д… В этом случае ученик уже чувствует себя частью истории через своих предков. Обычно в маленьких городках и селениях судьбы жителей тесно переплетены и начав работу с истории своей семьи выходит на историю селений, городов, а там и государства.
О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.
Система патриотического воспитания, сложившаяся в школе, охватывает все возрастные группы, используются различные формы и методы работы. На мой взгляд, воспитание патриотизма и гражданственности на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно. Актуальность данной проблемы очевидна, т.к. страна переживает сложный период социальных перемен. Нам, взрослым, важно создать условия, при которых ценности патриотического воспитания станут убеждениями, а эффективность будет определяться готовностью взять на себя ответственность за будущее малой Родины, России.
ЛИТЕРАТУРА
1.Высоцкий В.В., Жиренко О.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. М.: 5 за знания, 2008. 144с.
2.Национальная образовательная инициатива// www.ako.kirov.ru/socia/education/newschool/president.php
3.Cтандарты среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию // www.edusite.ru/www.mon.gov.ru/www.ed.gov.ru
Т. Г. Буркина,
МБОУ СОШ (с. Покровка)