Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися, но для этого не достаточно только хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. В моей педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме, личности – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

В истории Отечества есть немало поворотных событий, определяющих весь ход развития государства:

- выбор князем Владимиром греко-православной веры, а не ислама, не римско-католического христианства;

- добровольное вхождение башкир в состав Русского государства

- споры о значении петровских преобразований среди сторонников и противников реформ.

- патриотизм и единство народов России в войне 1812 года, положившее начало формированию единой российской идентичности народов, населяющих страну;

- революция 1917 года;

- героизм и мужество советского народа, отстоявшего страну в Великой Отечественной войне, изменили весь ход мировой цивилизации.

В 2012-ом году в России и в Республике Башкортостан широко будет отмечаться 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Президентом РФ принят Указ от 28 декабря 2007 г. N 1755
"О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года"
(с изменениями от 13 января 2009 г., 12 января, 19 февраля, 15 мая, 11 сентября, 6 декабря 2010 г., 16 января 2011 г.), что говорит о государственной значимости юбилея.

Использование местного краеведческого материала играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся. Известно, что прямой потомок Кинзи Арсланова — герой Отечественной войны 1812 года Хайдар Арсланов, дослужился до чина генерала, о его боевом подвиге и мужестве с гордостью помнят и по сей день. За участие в Отечественной войне 1812 года и за проявленный героизм Махмутямал Давлетбаев (предок нынешных Насыровых), Исянгул Бикбов, были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа» и «В память о войне 1812 года».

На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилась на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах. Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния. Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народах Башкортостана, глубоко волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции. Это такие песни, как «Любизар», «Баик» и др.

Башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков.

Население края добровольными пожертвованиями оказало значительную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу крепла боевая дружба народов России.

Г.Ф.Галиева,

учитель МАОУ лицей № 6 (Уфа)

Роль музыкального искусства в формировании

Наши рекомендации