Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
К доброму старому всегда возвращаться, но с другой стороны.
Д.С. Лихачев
Сущность КТД: ДЕЛО, как забота о людях; КОЛЛЕКТИВНОЕ - совершается сообща;
ТВОРЧЕСКОЕ - представляет собой непрерывный поиск лучших решений.
И. П. Иванов
СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА КТД |
На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности(методика КТД), родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее -известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Совместно-разделенная деятельностьизвестна в практике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознанно захотел передать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками
6.4. Коллективная творческая деятельность
и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо методом проб и ошибок, чему-то да научается: «Огонь горячий -- с ним надо осторожно», «Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться», «Не каждая собака любит, когда ее гладишь — может и укусить», «Если из бутылки наливать молоко — оно проливается на стол и на пол»...
Суть совместно-разделенной деятельности* в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку -он пьет, решает простейшую задачу -- ребенок решает аналогичную по образцу, учитель физкультуры ставит палатку для малышей, впервые оказавшихся в походе... На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидными предлогами («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», «тебе удобнее», «у тебя это лучше получится»...) все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, рисует, решает задачи, организует уборку класса, в походе делает все самостоятельно... Главное -- тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.
КОЛЛЕКТИВНОСТЬ |
Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методики — коллективностьна всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование,
* Подробнее о совместно-разделенной деятельности можно прочитать: Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995. С. 381-382.
13. Заказ № 1233.
386 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
6.4. Коллективная творческая деятельность
подготовка, организация, проведение, анализ результатов... причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности...
ИГРОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА |
Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной (да и урочной тоже) деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально-познавательной деятельности — различные игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Состязания знатоков...», заочные путешествия... В ценностно-ориентировочной деятельности -этические игры и тренинги, интервью с историческими и литературными героями, пресс-клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры... В трудовой деятельности — праздники-сюрпризы, трудовые десанты, турниры умельцев и т.д. В художественно-творческой — малая Третьяковская галерея, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы актерского мастерства, сказочное представление событий, происходящих в школе... В физкулътурно-спортивной — турниры «Взрослые и дети», «Папа, мама и я — спортивная семья», у малышей — забавная зарядка, вечер комических эстафет, веселый цирк (с условным оборудованием «арены» и необходимого инвентаря, с условными «актерами» — акробатами, клоунами, дрессированными животными). В деятельности свободного общения -- разговоры .«при свечах», «у зеленой лампы», жизнь на «необитаемом острове», прогулка в «Берендеев лес», «путешествие к центру «Я» и т.п.
ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР |
Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер,то
есть «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригиналь-
ным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности.
Значит, для организации этой деятельности как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи... Например, можно водить группу детей строем или парами, так надоевшими и скучными. Удел педагога при этом - - повелевать, подчинять, поправлять, указывать, а порой и наказывать, потому что трудно найти ребенка, который бы любил ходить строем или парами. А если творчески, то это может быть так*:
— взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;
- взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом напе
ред, т.е. спиной вперед;
- взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри
которого педагог, которого «ведут под конвоем» (на
пример, в столовую, а он не хочет есть);
- держась руками за длинную веревку;
- построившись в шеренги по три и маршируя, как бра
вые солдаты;
- в шеренгах, делая 3 шага с уклоном вправо, 3 шага с
уклоном влево;
- в шеренгах, делая 3 шага вперед, шаг назад;
- в шеренгах, делая 3 шага вперед, но вместо шага на
зад — прыжок;
— построившись в колонну и положив руки на плечи впе-
редистоящему;
- в колонне, но при этом у всех, кроме первого, зак
рыты глаза;
- подняв вверх руки;
- хлопая руками над головой и за спиной;
- держась руками за уши;
- расправив руки, как крылья, и гудя по-самолетному
«у-у~у-у!»;
- дружно набрав в рот воздуха и не произнося ни одно
го слова до условного места;
* Из книги инновационно-методического центра «Вариант» г. Костромы «Что делать с детьми в пионерском лагере» / С. Афанасьев. Кострома, 1993, С. 46.
Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
6.4. Коллективная творческая деятельность
— как ходят котята — бесшумно, на цыпочках;
- как ходят утята — вприсядку;
- как ходят пингвины, медведи, обезьяны и так далее;
— считая шаги.
А при этом еще можно скандировать «речевки» или, как их называл Винни-Пух, «кричалки», «вопилки», «шумел ки».
И так можно творчески разнообразить любое педагогическое действие: расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, приготовить подарки для гостей, распределиться на группы для выполнения заданий... Тогда и подучается нескучно, весело для детей и очень просто и даже приятно для педагогов.
ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КТД |
Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели
и задач, доведение их до принятия каждым участником -
взрослым и школьником. При этом используются самые
разнообразные приемы: коллективное общение, «прода
жа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, ког
да в других коллективах это проводилось...), «мозговой
штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается
множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...
2. Этап начальной организации: отбор идей к осуще
ствлению, выборы «Совета дела», определение задач и
функций каждого члена совета, всех участников, пригла
шенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержа
ния дела до сведения всех участников и гостей. Приемы:
различного рода необычные афиш, другие формы опове
щения — театрализация, костюмированное приглашение,
необычные пригласительные билеты и письма с предло
жениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке от
дельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные
задания): жеребьевка, творческое деление на группы, кол-
лективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.
5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:
- сбор гостей, различные действия в преддверии собы
тия (представления гостей, тематические выставки,
театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные
испытания — допуски для участников, аттракционы,
сюрпризы, маленькие символические сувениры...;
- торжественное начало, «зачин» (песенное, театрали
зованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, по
становка проблемных вопросов и задач, произнесение
вступительных слов, чтение стихов и т.д.);
- основная часть (содержание и методика определяется ос
новным видом деятельности, жанром избранной фор
мы, возрастом участников, отобранным и подготовлен
ным содержанием, коллективно избранными приемами);
- финальная, завершающая часть (творческое подведе
ние итогов, принятие решения или обращения, на
граждение победителей, общая ритуальная часть -
линейка, итоговая объединяющая песня, театрализо
ванное действие, трогательное прощание и т.п.).
6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участ
ников (по кругу или в порядке, избранном коллективно,
все высказывают свое мнение: что было хорошо, что -
не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь;
очень важно при этом соблюдение чувства такта). После
этого следует психолого-педагогический анализ проведен
ного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется
деятельность на будущее.
ПРИМЕРЫ КТД |
По своей направленности КТД могут быть самыми разнообразными* (в зависимости от целей и воспитательных задач): политическими, экономическими, научными, этическими, правовыми, экологическими, трудовы-
* Примерами таким образом подготовленных и проведенных дел могут служить дела, описанные в книге И,П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» и в других его работах.
390___ Глава УК Организации воспцтательного^ процесса__в_1цколе ми, эстетическими и т.д. В качестве примеров можно назвать такие дела: «Огонек» знакомства», «Аукцион идей», «Турнир ораторов», «Представление театров», «Защита фантастических проектов», «Разнобой», «Три Д» (дело для души), «Экскурсия по любимым телепрограммам*, «Концерт-ромашка», «Интеллектуальный бой», «Коллективный выпуск газеты (бюллетеня, альманаха)», «Трудовой десант»,
«Операция «Уют в гнезде» и многие-многие другие.
•*
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ - ОСНОВА ктд |
Веянием времени, когда акцент на гуманистические основы воспитания привел к смене парадигмы воспитания, стало и переосмысление методики КТД. Суть этого переосмысления — в придании личноспгно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участникадела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника»*. Для этого делается акцент на некоторые новые приемына всех этапах организации и проведения КТД**. Например:
>- постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо — нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»; >• право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких — нет;
>- подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности; >- подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;
>- |
признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников; >• возможность разработки альтернативных проектов и дед;
* Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя: Памятки. Упраж
нения. Опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.?С. 12—14.
* Там же.
6.4. Коллективная творческая деятельность
у*- поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
>- максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
>• акцент на добровольность участия во всех делах;
>* направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);
>• сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и
заданий; >* публичное признание достижений и вклада каждого в
общее дело; индивидуальные оригинальные награды; *- при анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало
тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя
вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»;
выявление личных точек зрения и оценок; различные
формы выражения оценок и др.
Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.
ИНСТРУМЕНТОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ |
Термин «инструментовка», употребляемый в нашем контексте, изначально принадлежит музыковедению и обозначает «изложение музыки в виде партитуры* для камерного ансамбля
•------------------------- (дуэт, трио, квартет, квинтет и др.)
или оркестра (симфонического, духовного, народных инструментов и др.)...»
* Партитура (итал. — разделение, распределение), нотная запись многоголосого «музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.-.» (Советский энциклопедический словарь, М., 1983, С. 969). |
Аналогично в педагогической деятельности: воспитатель, как по нотам расписывая «партию» (социальную роль) каждого воспитанника, организует коллективную творческую деятельность детей, т.е. стимулирует их самодеятельность,создавая условия для самоактуализациикаждой личности. Реализуется эта идея с помощью различ-
392___ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ных приемов,используемых педагогами. Назовем некоторые из них.
Распределение дел и поручений в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, желаний в определенной психолого-педагогической ситуации, возможностей каждого к наилучшему(!) исполнению дел.
Прием подведения ученика к правильному пониманию высоких человеческих ценностей, переубеждение его в неправильных взглядах — пример находим в использовании диалогов Сократа (из опыта учительницы школы № 22 г. Севастополя Г.В. Паршиковой):
«Сократ: Жить — это значит стремиться к какому-то благу, не так ли? Ты можешь сказать, какое благо тебя прельщает? Юноша: То, к которому стремится большинство. Жить в достатке, справляться с делами, благодетельствуя друзьям, а в свободное время наслаждаться зрелищем состязаний борцов, гимнастов и беседой за кружкой вина. Сократ: А если бы тебе предоставили богатство? Юноша: Еще лучше! Сократ: А какое благо выше богатства? Юноша: Власть и почести — вот выше богатства! Ведь у власти карманы никогда не бывают пусты.
Сократ: Значит, повелевать людьми и наживать деньги — это благо. А заботиться о душе и истине — это не благо, раз ты даже не упомянул о них.
Юноша (смутился): Я тоже считаю, что забота о душе есть высшее благо, да только я не знаю, как проверить свою душу в том, верно ли она живет или нет. Для того-то я и пришел к тебе.
Сократ: Хорошо, но сначала надо доказать, что забота о душе не менее важное дело, чем забота о своем животе. Расскажу я вам легенду. Люди не умели жить сообща, часто ругались и обижались. Тогда Зевс послал Гермеса ввести среди людей Стыд и Правду, чтобы они служили украшением городов и дружественной связью. И разделил их между людей всем поровну. Не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть. И закон положи от меня: всякого, кто не причастен к труду и правде, убивать, как язву общества! А вот тебе и совет, юноша: живи добродетельно и будешь счастлив».
6.4 |
Коллективная творческая деятельность
Забота педагога о создании позитивной самооценки каждого воспитанника реализуется через создание ситуаций успеха, авансированное доверие, оптимизм и мажор в отношениях учителя и учащихся, в ученическом коллективе, сопутствующее поощрение. Самооценка— стержневая характеристика личности, ее ядро. Она включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим. От уровня самооценки зависит активностьличности в деятельности, ее потребность в самоусовершенствовании. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, кто высоко себя ценит, часто склонен работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.
Очень важно, какова система оценочных ситуацийв общении педагога и воспитанников, в самом ученическом коллективе. Вся школьная жизнь — это набор оценочных ситуаций: оцениваются ответы учащихся на уроке, манера держать себя, нравственность либо безнравственность поступков, характер отношений со сверстниками, малышами, взрослыми. Эмоциональная агрессивность оценок(«Безобразие, опять ты...», «Ну конечно, я так и предполагала...», «Плохо! Очень плохо!», «Смотри, что ты наделал...», «Ну и ну...», «Неряха...», «Да у тебя же руки-крюки...») вызывает у учащихся подавленное состояние. Многократно переживаемое подобное состояние приводит к формированию стойкого негативного отношения к определенной (а нередко к любой) деятельности, к коллективу сверстников, к учителю, к школе и вообще к жизни.
В педагогике различают оценку деятельности и оценку личности.Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности (как позитивных, так и негативных) на личность в целом, ибо это травмирует душу ребенка, приводит его в подавленное состояние, формирует заниженную самооценку личности.
И еще одно важное правило. В.А. Сухомлинский писал по этому поводу: «Воспитание нравственного достоинства, построенного на сравнении: будь таким, как хороший Ваня, и не будь, как плохой Петька, -- развращает уже маленьких детей, для подростка же оно — духовный яд».
394 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
Создание ситуаций выбора — одна из особенностей организации воспитательного процесса в современной школе. К
счастью, мы ушли от командно-административной регламентированности «педагогики мероприятий», их обязательности «для всех и вся», их заорганизованности. Задача сегодняшнего дня — предоставить возможность воспитанника выбирать дело по душе, спектакль и фильм — на свое усмотрение, кружок и секцию — на основе желания и способностей, меру участия и область деятельности во внеклассной работе, характер и способы взаимодействия с педагогами...
Вопросы длясамопроверки и размышления
1. Как основные идеи КТД отвечают идеям современной гу
манистической парадигмы воспитания?
2. В чем суть личностно-ориентированной методики КТД? С
помошью каких приемов се можно реализовать?
3. Этапы подготовки и проведения КТД как основа новой тех
нологии воспитания.
4. В чем специфика педагогической позиции воспитателя, ра
ботающего по методике КТД?
Рекомендуемаялитература
Ваз'ина К.Я. Коллективная мыслсдеятельность — модель саморазвития человека. М., 1990.
Газман О.С., Матвеев Б.Ф. Педагогика в пионерском лагере. М., 1982.
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1984.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.. 1993.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.
М., 1989.
Личностно-ориентированное коллективное творческое дело /
Под ред. С.Д. Полякова. Ульяновск, 1996.
Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3.
Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., 1990.
Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989.
Стефановская Т.А. Педагогика; наука и искусство. М., 1998.
С. 202-213.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
Ясницая В.Р. Новый взгляд на КТД. Ульяновск, 1994.
6.5. Создание и развитие ученического самоуправления 395