Кодексы профессиональной этики
Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.
Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются.
Понятие и содержание основных категорий этики.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос». Изначально этика понимается как место проживания, затем как порядок, обычай, а ещё позже как нрав.
Впервые термин «этика» в смысле нрава ввёл Аристотель и произошло это в IV веке до нашей эры. Для него (Аристотеля) это некая сумма знаний и поучения, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие этика закрепляют стоики (III век до нашей эры, философская школа). Именно они стали считать этику, наряду с физикой и логикой, одной из трёх частей философии.
Понятие и содержание основных категорий этики.
Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «честь», «достоинство», «смысл жизни», «счастье».
Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.
Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.
Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.). При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В этическом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.
Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. «Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим». Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым.
Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.
Совесть — это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность.
Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. Понятие достоинства личности опирается также на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).
Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Понятие «честь» означает чтить, почитать.