Основные цели и ожидаемый результат
Прежде чем говорить об основных целях Болонской системы, рассмотрим промежуточные задачи, которые требовали выполнения в ограниченный срок
Так, к 2007 г. планировалось завершить работу в части:
1. Введения стандартов и руководящих принципов обеспечения качества;
2. Разработки национальных рамок квалификаций;
3. Присуждения и признания совместных степеней;
4. Создания возможностей для гибких образовательных траекторий.
К 2010 г. планировалось:
1. Завершить формирование на началах качества и прозрачности Европейского пространства высшего образования;
2. Достигнуть сбалансированности национального и общеевропейского (болонского) с учетом рекомендации «избегать излишнего разнообразия»;
3. Обеспечить достаточный уровень автономии вузов;
4. Обеспечить устойчивое финансирование высшего образования;
5. Завершить освоение трехцикловой структуры высшего образования;
6. Обеспечить широкое применение всеобъемлющей структуры квалификаций. Итогами этих задач, общих для стран – участниц Болонского процесса, являются:
1. Введение трехцикловой структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор); принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.
2. Использование кредитной системы ЕСТS, которая становится общим базисом для национальных кредитных систем;
3. Рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов;
4. Развитие сотрудничества в области качества образования в направлении общеевропейского понимания;
5. Объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ;
6. Формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь [1].
В Европе сложилось несколько точек зрения на эту реформу высшего образования. Мнения чиновников от образования касаться нет смысла – оно определяется уже самой их должностью и поэтому состоит из общих фраз сугубо положительного характера. Интереснее узнать, что по поводу реформы думают студенты, переживающие изменения непосредственно на своей шкуре. В 1982 г. с целью представлять социальные, культурные, политические и экономические интересы студентов и оказывать соответствующее влияние на образовательные структуры национального, европейского и международного уровней был создан Национальный союз студентов Европы (ESIB), объединяющий 11 миллионов студентов из 37 европейских стран. В 2001 г. на конференции в Праге, когда количество стран, подписавших Болонскую Декларацию в 1999 г., увеличилось с 29 до 31, ESIB взял на себя роль студенческого актива в поддержку Болонского процесса. В 2003 г. ESIB издал бюллетень о результатах Болонского процесса на европейском пространстве. Работа полностью базируется на данных опросов студентов, и чувствуется, что авторы пытались подать ситуацию объективно, хоть им и не удалось до конца скрыть свою симпатию к Болонской реформе. По итогам опросов оказалось, что студентов в Болонской системе привлекает перспектива мобильности, так как это значит, во-первых, возможность путешествовать (благодаря кредитной системе), а во-вторых, работать в стране, где лучшие условия труда (благодаря стандартизации дипломов). Кроме того, среди положительных факторов были названы: возможность сотрудничества вузов, участие студентов в принятии решений, шанс познакомиться с другими культурами, социальная ориентация процесса, т. е. общедоступность высшего образования. Что интересно, некоторые из вышеназванных пунктов вошли и в список отрицательных, по мнению студентов, факторов. Так, например, многие студенты жаловались на низкие возможности мобильности (оказывается, при переезде в другую страну студент часто должен предоставить доказательства, что в его распоряжении находится определенная – довольно большая – сумма денег, если же таких доказательств нет – въезд в страну запрещен).К отрицательным эффектам системы отнесли и недоступность магистратуры социальную неравноправность (опять же из-за финансовых возможностей), пассивность студентов из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того, что все решения уже приняты «наверху». Есть в Европе и гораздо более радикально настроенные студенты – норвежская группа Norsk Studentunion (NSU), членов которой объединяет противостояние именно изначальным целям и принципам Болонского процесса. Среди них они называют коммерциализацию высшего образования, его ориентацию сугубо на потребности рынка, глобального капитала, сознательное снижение уровня массового образования (магистратура рассчитана на очень небольшой процент учащихся, большинство же ограничивается 3 годами учебы), фрагментацию знаний, дающую в результате отсутствие критического мышления и безусловное навязывание мировоззрения, основанного на рыночной экономике.
Это движение в 2005 году было подхвачено студентами 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском Форуме по вопросам Образования, проведенном в Норвегии в Бергене параллельно заседанию официальных лиц от Болонского процесса. Эти студенты собираются продолжать совместную работу над поиском альтернатив Болонскому процессу. Активисты Форума заявили, что они – не просто протестное движение против Болонского процесса, а движение за общедоступное, эмансипированное от экономических зависимостей и критическое образование, направленное на интересы общества, а не предпринимателей. Кроме того, глашатаи новой системы при всех их многочисленных фразах о важности участия студентов на деле не только не способствуют этому участию, а и активно мешают – никто ни разу не спросил мнение студентов о том, что с ними делают; более того, когда участники Форума пытались попасть в зал заседаний официальной Конференции, их туда не пустили [11]. Через 2 года, в мае 2005 г., ESIB представляет новую работу, названную авторами «Черной Книгой Болонского процесса» (The black book of the Bologna Process). Книга создана на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны-участницы процесса, включая Италию, Францию, Великобританию. Как можно понять уже по названию, книга перечисляет многочисленные провалы реформы. Здесь речь идет о неэффективности кредитной системы, о проблемах со структурой бакалаврата-магистратуры, о недостижимости мобильности. Становиться очевидным, что все новое и привлекательное в Болонской системе, во-первых, на практике оказалось абсолютно недееспособным, во-вторых, успело «заразить» этой недееспособностью традиционно сильные стороны высшего образования [11]. Таким образом,создание единой образовательной системы в Европе длится уже более 20 лет. За это время был поставлены и выполнены задачи, которые должны были привести к положительным результатам. Любая реформа образования - это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное - изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменения, мало того что недостаточны - они в определенной мере даже опасны. Лучшая интеграция заключается в принятии лучших сторон образования в разных стран, а не их отрицании.