Анализ УМК "New Millennium English" для 10 класса

План анализа УМК

1. Структура УМК

2. Общая характеристика УМК

3. Характеристика отдельных компонентов УМК

4. Организация контроля и оценки уровня усвоения материала

5. Достоинства и недостатки УМК

6. Выводы

ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА УМК

Анализ УМК "New Millennium English" для 10 класса

Структура:

УМК "New Millennium English" для 10 класса включает в себя: учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудио приложение.

Общая характеристика:

Авторы УМК (Новикова Н. В., Гроза О. Л., Дворецкая О. Б., Казырбаева Н. Ю., Клименко В. В., Мичурина М. Л., Шалимова Е. Ю., Рыжкова Т. Н.) – группа учителей из разных регионов России, прошедших серьезный конкурсный отбор и специальный курс подготовки в Великобритании. Все УМК разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и проходят апробацию в российских школах.

· Учебники Millie для 2 и 3 классов и учебники New Millennium English для 5, 6, 7 классов имеют гриф "Допущено Министерством образования и науки РФ"

· Учебники для 10 и 11 классов – имеют гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки РФ"

· все учебники включены в федеральный перечень учебников

· Учебники для 10 – 11 классов – победители конкурса по созданию учебников нового поколения для общеобразовательных учреждений, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и лидеры всероссийского эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

· Учебники New Millennium English для 8 и 9 классов находятся на экспертизе в Федеральном экспертном совете при Министерстве образования и науки РФ для получения грифа "Допущено"

Учебник "New Millennium English" для 10 класса общеобразовательных учреждений, в том числе для классов гуманитарного направления, является частью серии учебников для школ, где иностранный язык изучается с 5 класса. Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования, рассчитан на базисный учебный план (3 часа в неделю) и готовит к государственному выпускному экзамену по программе средних общеобразовательных учреждений. Учебник позволяет овладеть английским языком на уровне, соответствующем требованиям Государственного стандарта. Тематика текстов и заданий соответствует потребностям и интересам учащихся этого возраста и уровня. Большое внимание уделяется формированию таких интегральных умений, как ведение дискуссии, участие в дебатах, спорах, работа в малой группе, разрешение конфликтных ситуаций. В УМК реализуется коммуникативно-когнитивный подход, используется комбинация современных и традиционных техник. УМК отлично подойдёт для совершенствования содержания обучения иностранному языку в рамках подготовки к ЕГЭ. Данный УМК содержит избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора речевых средств в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся.

Раздел “Поурочное планирование уроков” призван оказать помощь учителю в том, как эффективно организовать работу над развитием языковых навыков (новой лексики и грамматических структур) на этапе презентации, тренировки и применения знаний на практике, а так же, как использовать задания, направленные на их интегрированное развитие во время чтения, аудирования, говорения и письма.

В УМК - высокое качество учебных материалов, новизна и актуальность методических подходов, сбалансированный подход к обучению видам речевой деятельности, учет психологических и возрастных особенностей учащихся, аутентичность языковых материалов и ситуаций. Серия УМК – учебный курс нового поколения. Содержание курса, когнитивно-коммуникативный и личностно ориентированный подход повышают мотивацию учащихся. УМК направлен на межкультурную коммуникацию, глубокие межпредметные связи, ориентацию на развитие общеучебных умений и межличностного общения учащихся.

Компоненты:

В книге для учащегося большое внимание уделяется формированию учебных навыков, умений работать в группе и представлять полученный результат. Тематика представленных в ней текстов и заданий соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся. В книге имеется грамматический справочник и алфавитный список изученной лексики.

Рабочая тетрадь к учебнику "New Millennium English" представляет собой систему упражнений, обеспечивающих дополнительную отработку лексики и грамматики, а также содержит задания для развития навыков чтения и письма. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, поэтому снабжена ключами, однако она может успешно применяться на уроках. Черно-белые иллюстрации сопровождают некоторые задания, что способствует развитию зрительной памяти учащихся.

Книга для учителя является неотъемлемой частью учебно-методического комплекта. Она содержит как концептуальное, так и поурочное руководство для учителей, ключи к заданиям, транскрипты фонограмм, языковые и культуроведческие комментарии, рекомендации по расширению или упрощению плана урока в зависимости от уровня подготовки учащихся, фотокопируемый раздаточный материал, а также образцы тестов.

Аудио приложение состоит из двух аудио кассет. В них включены все тексты, содержащиеся в книге для учащегося, а так же несколько текстов, которые не включены в учебник. Они направлены на развитие фонематических навыков учащихся и могут быть использованы преподавателем при проведении аудирования. Все данные тексты содержатся в книге для учителя.

Контроль и оценка:

Многочисленные положительные перемены в школьном образовании, к сожалению, мало затронули систему контроля и оценивания. Она повсеместно критикуется, предлагаются пути ее реформирования, но такие архаичные термины, как "срез знаний", "административный контроль уровня обученности", "процент успеваемости", "наполняемость оценок" и т. п., по-прежнему знакомы практически каждому учителю. Многим из них трудно совместить эти требования школьной администрации с работой по современным учебникам, которые рассматривают контроль не как средство устрашения и наказания, но как инструмент развития ученика. Одним из таких учебников является новый курс английского языка для средней школы "New Millennium English". Тесты для проверки уровня усвоения материала даны прямо в учебнике.Имеется в виду "Progress page", которая дается в конце каждого тематического раздела (юнита) и которая позволяет проверить, в какой степени усвоен пройденный материал. "Progress page" не является тестом. Эта страница предназначена для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить свои успехи в изучении языка и при этом она обеспечивает возможность еще раз повторить пройденное, выявить и ликвидировать оставшиеся пробелы в знаниях. Во время выполнения заданий учащимся разрешается пользоваться словарем и грамматическим справочником, включенными в учебник, возвращаться к пройденным урокам в поисках нужного слова, для проверки правописания и т. п. Количество таких возвратов - сигнал самому ученику: материал усвоен недостаточно прочно.

Проверка и оценивание результатов "Progress page" также осуществляется учениками. Урок спланирован так, что на выполнение заданий уходит 25-30 минут. Оставшееся время используется для того, чтобы группа вместе с учителем проверила все задания. Ученики при этом находят и исправляют ошибки либо в своей собственной работе, либо в работе другого ученика (на усмотрение учителя). Учитель лишь помогает найти правильный ответ, объясняет непонятное. Подсчет общего количества набранных баллов тоже осуществляют дети. Вмешательство учителя здесь нежелательно: важна не формальная оценка, а верное представление ученика о результатах своей работы. Кстати, оценка дается не в баллах, а в словесной форме, исключающей прямой негатив: very good, good, OK, look again. Учащиеся выставляют себе предварительную оценку за работу над юнитом в начале урока и затем, выполнив и проверив задания, имеют возможность сравнить ее с полученным результатом. Таким образом, "Progress page" закладывает в сознание ученика ряд важнейших представлений об учебном процессе, а именно:

1. я учусь для себя, а не для учителя;

2. меня никто не пытается подловить, уличить и наказать оценкой, мне доверяют - следовательно, нет смысла хитрить и обманывать;

3. мне самому важно и интересно узнать, насколько хорошо я могу выполнить задание и чему я научился;

4. важна не оценка, а знания.

Достоинства:

Прежде всего, следует отметить, что данный учебник является единственным, который готовит обучаемых к сдаче ЕГЭ без репетитора! Кроме того, учебник интересен для подростков тематикой. Курс снабжен необходимым справочным материалом, инструкциями. Весь материал учебника построен на принципах аутентичности, актуальности, доступности, разнообразия, баланса сложности.

Учебный курс ”New Millennium English” отличается чётко выраженной коммуникативной направленностью. Аутентичность учебных текстов имеет высокую познавательную ценность в языковом и культурологическом аспекте. Подбор языкового материала даёт возможность сопоставления стилевых оттенков. Освещаются образ жизни, круг интересов и проблем молодёжи за рубежом, что представляет познавательную ценность для старшеклассников. Учебный курс в воспитательном аспекте готовит юных граждан к преодолению неизбежных жизненных трудностей, учит понимать людей.

"New Millennium English" развивает основные виды речевой деятельности учащихся. Он снабжен прекрасными иллюстрациями, много внимания уделяется учебным, воспитательным аспектам обучения. Учебник развивает критическое мышление, заставляет думать, сопоставлять, анализировать и, в определенной степени, помогает школьникам решать проблемы, возникающие в школе, в семье, на улице. "New Millennium English" готовит учащихся к жизни в реальном мире!

Данный УМК рекомендован только общеобразовательным учебным заведениям, но может быть использован и в других учреждениях в качестве дополнительного материала.

Недостатки:

Главным недостатком УМК, является то, что "Progress page" не проверяет говорение. "Progress page" предназначена для самопроверки и построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно выявлять свои ошибки. На начальном этапе обучения осуществлять полноценный само- и взаимоконтроль говорения без участия учителя сложно. Для этого предназначен восьмой урок каждого юнита - "Project".

Более незначительным недостатком является тот факт, что тесты проводятся после того, как пройдены очередные три юнита. Учебник построен по тематическому принципу, и на каждую тему отводится равное количество часов. Из-за этого не всегда удается совместить окончание четверти с окончанием юнита и использовать разработанные авторами итоговые тесты в качестве четвертной контрольной. Если проведение такой контрольной необходимо, то учителям приходится разрабатывать собственные тесты, используя предлагаемые в книге для учителя материалы в качестве образца.

Следующий недостаток относится к рабочей тетради. Он заключается в том, что тетрадь оснащена ключами к каждому заданию и поэтому учитель не может быть уверен в самостоятельности работы учащегося. Дело в том, что тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика и не является средством контроля. Понимая все сомнения, неизбежно возникающие у учителей, авторы (тоже, кстати, являющиеся школьными учителями-практиками), тем не менее, считают такой подход оправданным и возможным. Прежде всего, Рабочая тетрадь - важное средство формирования самостоятельности учащихся. Ученик сам выполняет задания, сам проверяет их, самостоятельно оценивает себя и делает выводы. Сформировать правильное отношение к этой работе можно совместными усилиями учителя и родителей. Авторы считают достаточным объяснить ребенку следующее:

1. мы доверяем тебе и знаем, что ты не будешь обманывать;

2. Рабочая тетрадь помогает тебе учить язык, а тот, кто просто списывает ответы из ключа, никогда ничему не научится;

3. задания в Рабочей тетради похожи на головоломки, их интересно выполнять. Сначала сделай, а потом посмотри правильный ответ.

Следует также отметить, что в данном УМК уделяется недостаточно времени формированию грамматических навыков, т.к. большинство заданий направлены на формирование таких интегральных умений, как ведение дискуссии, участие в дебатах, спорах, работа в малой группе, разрешение конфликтных ситуаций, т.е. коммуникативной стороне языка.

Выводы:

При написании "New Millennium English" авторы надеялись, что книга послужит учебником не только для школьников, но и для педагогов. Книга для учителя предлагает по-новому взглянуть на многие привычные аспекты обучения, в том числе оценивание. Основные принципы контроля и оценивания сводятся к следующему:

1. Доверяйте ученикам. Вы все равно не в состоянии проконтролировать все, так переложите часть обязанностей на них, пусть они осознают степень своей ответственности за результат своего обучения.

2. Объясняйте оценки. Если ученик не согласен с вашей оценкой, оценивание не имеет смысла.

3. Замечайте успехи, а не недостатки. Оценивание - не цель, а средство развития ученика и создания ситуации успеха на уроке.

В УМК большое внимание уделяется развитию учебной компетентности, умениям работать в группе, оформлять и представлять результаты работы. В учебнике последовательно реализован коммуникативно-когнитивный подход, используется комбинация современных и традиционных методов.

В основу УМК положен коммуникативно-когнитивный подход, реализация которого обеспечивает развитие креативного мышления и формирование коммуникативной компетенции старших школьников. В УМК успешно решаются проблемы учета и формирования социолингвистического опыта учеников. Учебные курсы обеспечивают обучение всем видам речевой деятельности. Обучение по данному курсу носит проблемно-проектный характер, в нем сочетаются различные формы работы (групповая, индивидуальная, парная).

Наши рекомендации