Классификация методов обучения. Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения

Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации.

Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. В. Перовским и Е.Я.Голант. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на «золотое правило» дидактики. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные(лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом); наглядные(демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.); практические(выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.).

Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, в основе которой лежал бы характер деятельности учителя и учащихся.

Так, М. Н.Скаткин и И.Я.Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы.

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического по-

каза способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Этот метод включает рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств, дидактических машин и т.п. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.

2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

3. Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т.д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т.д.

5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того,

он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.

Предложенная авторами классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Безусловно, данная классификация методов обучения наиболее совершенна, однако в ней не раскрываются способы овладения знаниями, сообщениями и практическим материалом, не характеризуется работа с отдельными источниками знаний, поскольку и учитель и учащиеся не вооружаются конкретными приемами работы.

Польский дидакт В.Оконь выделяет четыре группы методов обучения, предполагая в каждой изних дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся, хотя в каждой группе методов имеется перевес определенного типа деятельности над другими типами.

1. Методы усвоения знания, или подающие методы, являются наиболее распространенными. К ним относятся беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, программированное обучение.

Беседа — разговор учителя с учащимися — с точки зрения дидактической роли бывает трех видов: вступительная; представляющая новую информацию и закрепляющая.

Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между учителем и учащимися или только между учащимися. Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе общего решения проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи; дискуссия, целью которой является восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях.

Лекция основана на косвенной или непосредственной передаче информации учащимся и применяется, как правило, в старших классах. Лекции разделяются на традиционные, проблемные и разговорные.

В школьной практике также довольно часто используются описание и рассказ.

Работа с книгой дает возможность не только получать новую информацию, но и закреплять, расширять и углублять приобретенные на уроках знания.

Наиболее распространенным среди учителей является способ обучения по учебнику с целью приобретения или закрепления определенной учебной информации. Здесь подразумевается после Прочтения текста мысленный анализ его, выделение главного, составление плана.

2. Методы самостоятельного приобретения знаний основаны на Использовании проблемных методов обучения. Они стимулируют интерес учащихся, заставляют их анализировать ситуацию, выделяя известные и неизвестные данные.

В настоящее время широко входят в практику обучения проблемные методы обучения. Наряду с классическим проблемным методом выделяются такие его разновидности, как метод случайностей, ситуативный метод, мозговой штурм, микропреподавание и дидактические игры. Сущность проблемных методов заключается в том, что они вызывают интерес при рассмотрении какой-либо ситуации, заставляют учащихся анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений.

3. Оценочные (экспонирующие) методы характеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные и экспрессивные методы.

Импрессивные методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответственно экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных.

Этот метод предполагает активизацию такой деятельности, как:

— получение информации о произведении и его создателе, полное сосредоточение на восприятии произведения и участие в его экспонировании;

— выбор соответствующей формы такого участия, выражающего главную идею произведения;

— сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках.

Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их.

4. Методы реализации творческих задач могут основываться на управлении занятиями, во время которых учащиеся выполняют работы по дереву, стеклу, металлу или работают с пластическими массами, изготавливают ткани, переплетают книги, выращивают растения, животных, оборудуют школьные спортплощадки или работают в сельском хозяйстве.

Существует также достаточно аргументированная и научно обоснованная классификация методов обучения, предложенная известным ученым М.И.Махмутовым, который исходит из того, что в дидактике различаются понятия «преподавание» и «учение» и соответственно понятия «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».

На основе анализа передового опыта и теоретических исследований автор формулирует 5 методов преподавания и пять соответствующих им методов учения.

Методы преподавания Методы учения
1. Информационно-сообщаю- 1. Исполнительский метод
щий метод (сообщение без до- учения (заучивание без крити-
статочного объяснения, обоб- ческого анализа и осмысления).
щения, систематизации).  
2. Объяснительный метод пре- 2. Репродуктивный метод уче-
подавания (раскрытие сущности ния (понимание объяснений
нового понятия с помощью сло- учителя учеником и осознанное
ва, практических действий). усвоение им знаний).
3. Инструктивно-практиче- 3. Продуктивно-практический
ский метод преподавания (ха- метод (отработка навыков прак-
рактеризуется указанием учите- тических действий; деятельность
ля учащимся, какого вида прак- по изобретению; выполнение
тическую работу они должны поручений организационно-
выполнять). практического характера).
4. Объяснительно-побуждаю- 4. Частично-поисковый метод
щий метод преподавания (учеб- учения (сочетание восприятия
ный материал частично объяс- учеником объяснений учителя с
няется учителем, а частично его поисковой деятельностью).
дается ученикам в виде про-  
блемно-познавательных задач).  
5. Побуждающий метод пре- 5. Поисковый метод учения
подавания (постановка учите- (ученик самостоятельно откры-
лем проблемных вопросов и за- вает для себя и усваивает новые
дач перед учащимися), т. е. орга- знания путем постановки учеб-
низация их самостоятельной ных проблем и их решения или
деятельности исследовательско- ищет пути решения практиче-
го характера. ской проблемы).

На основе методологии целостного подхода к деятельности, известный дидакт Ю.К. Бабанский выделяет 3 большие группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечивается процесс опосредования личностью учебной информации; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности, благодаря которым педагоги и ученики осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения.

Приведем подробную классификацию названных групп методов, поскольку она учитывает все основные структурные элементы деятельности (организацию, стимулирование, контроль) и поэтому является относительно целостной (табл. 6).

Таблица 6

Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)

Iгруппа методов 11 группа методов III группа методов
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учения Методы контроля и самоконтроля в обучении
Доминирующее функции Организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний Доминирующие функции Сти мул и ру кэше - моти ва-ционная, регулировочная, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера) Доминирующие функции Контрольно-оценочная (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения)
Смежные функции Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулировочная Смежные функции Организационно-познавательная, контрольно-регул ировоч ная Смежные функции Организационно-познавательная, стимулирующе-мотивационная, регулировочная
I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа I подгруппа II подгруппа I подгруппа II подгруппа III подгруппа
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями По степени управления учебной работой (методы управления учением) Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности в учении Методы устного контроля Методы письменного контроля Методы лаборатор-но-практи-ческого контроля
Словес- Индуктив- Репродук- Учебная ра- Познава- Убеждения Индиви- Контроль- Контроль-  
ные: ные, де- тивные, бота под тельные иг- в значимо- дуальный ные и пись- ные лабора-  
— рассказ. дуктивные, поисковые руковод- ры, учеб- сти учения. опрос. менные ра- торно-прак-  
— беседа. аналитиче- частично- ством учи- ные дискус- предъявле- фронталь- боты, пись- тические  
— лекция ские. поисковые, теля, вклю- сии, созда- ние требо- ный опрос. менные за- работы,  
Наглядные: синтетиче- исследова- чая работу ние ситуа- ваний, уп- устные за- четы, экза- машинный  
— иллю- ские тельские с обучаю- ций эмо- ражнения четы, уст- мены, про- контроль  
страции,     щими ма- ционально- по выпол- ные экзаме- граммиро-    
— демон-     шинами и нравствен- нению тре- ны, про- ванные    
страции,     самостоя- ных пере- бований, граммиро- письменные    
практич.     тельную живаний, поощрение ванный работы    
опыты     работу уче- создание успеха в опрос      
Практиче-     ников: ситуаций учении,        
ские:     — работа с заниматель- порицание        
— опыты,     книгой. ности, со- недостатков        
— упраж-     — письмен- здание си- в учении        
нения.     ная работа, туаций          
— учебно-     — лабора- аппер-          
производ-     торная ра- цепции          
ственный     бота, (опоры на          
труд     — выполне- жизненный          
      ние трудо- опыт), со-          
      вых зада- здание си-          
      ний туаций по-          
        знаватель-          
        ной новиз-          
        ны          
                                   

230-231

В. А. Сластении и его ученики раскрыли сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Авторы данного подхода считают, что в реальных условиях методы осуществления целостного педагогического процесса выступают в сложном и противоречивом единстве. Каждый из них на каком-то этапе педагогического процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает свое назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ дидактического понятия «метод обучения» показывает важность данной категории для педагогической науки, и, несмотря на многочисленные подходы, дискуссии, она остается еще недостаточно исследованной. Также не существует единой универсальной классификации методов обучения, которая в принципе невозможна, так как ее наличие означало бы богатую, многостороннюю учебно-педагогическую деятельность поставить в рамки жестких логических схем.

Наши рекомендации