Классификация методов обучения. В современной педагогической практике используется большое количество методов

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возни­кает потребность в их классификации, помогающей выя­вить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существу­ет. Это связано с тем, что разные авторы в основу подраз­деления методов обучения на группы и подгруппы закла­дывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классифи­кации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность препо­давателя по достижению обучающей цели. В данной клас­сификации выделяют следующие методы обучения:

- приобретения знаний;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний;

- закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику зна­ний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это бо­лее распространенная классификация. Рассмотрим ее под­робнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые пред­меты, явления, наглядные пособия) и практические (зна­ния и умения формируются в процессе выполнения прак­тических действий).

Словесные методы занимают центральное место в сис­теме методов обучения. К ним относятся рассказ, объясне­ние, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - это монологическое, последовательное изло­жение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удает­ся обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных по­ложений, то применяется метод объяснения.

Объяснение - это истолкование закономерностей, су­щественных свойств изучаемого объекта, отдельных поня­тий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы ис­тинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдени­ями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обу­чаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адре­сованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в про­цессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения но­вых знаний (сократические, эвристические); синтезирую­щие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция - монологический способ изложения объемно­го материала. От других словесных методов изложения ма­териала отличается более строгой структурой, обилием со­общаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения прой­денного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных ус­ловиях возрастает в связи с применением блочного изуче­ния нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познава­тельного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное досто­инство данного метода — возможность для ученика в дос­тупном для него темпе и в удобное время многократно об­ращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

- конспектирование - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выбороч­ное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица.
Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т.к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышле­ния;

- тезирование - краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

- реферирование - обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

- составление плана текста - разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

- цитирование - дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приво­дить точную запись выходных данных (автор, название ра­боты, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование - краткое, свернутое изложение со­держания прочитанного без потери существенного смысла;

- рецензирование - написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

- составление справки. Справка - сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терми­нологические и др.;

- составление формально-логической модели - словес­но-схематического изображения прочитанного;

- составление тематического тезауруса - упорядочен­ного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

- составление матрицы идей (решетки идей, репертуар­ной решетки) - составление в форме таблицы сравнитель­ных характеристик однородных предметов, явлений в тру­дах разных авторов;

- пиктографическая запись - бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные ме­тоды.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в суще­ственной зависимости от применяемых в процессе обуче­ния наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают нагляд­но-чувственное ознакомление учащихся с предметами, яв­лениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутрен­ним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с по­мощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом но­вых средств (многокрасочные карты с пластиковым покры­тием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в це­лом, используется демонстрация, когда же требуется осоз­нать сущность явления, взаимосвязи между его компонен­тами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практи­ческой деятельности учащихся. Их главное назначение - формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практи­ческие работы.

Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с це­лые овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познава­тельных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и на­выков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражне­ния. Применение их помогает лучше воспринимать, ос­мысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т.д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражне­ния, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овла­дению навыками обращения с орудиями труда, лаборатор­ным оборудованием (приборами, измерительной аппарату­рой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоя­тельности учащихся могут носить воспроизводящий, тре­нировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного вы­полнения учебных заданий используются комментирован­ные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащие­ся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся, требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями иссле­дований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобре­тение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, кото­рые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту класси­фикацию неоднократно и достаточно обоснованно в пе­дагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучениями характеру поз­навательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классифи­кации выделяют следующие методы обучения: объясни­тельно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поис­ковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода со­стоит в том, что преподаватель разными средствами сооб­щает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятель­ность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место дос­таточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподава­тель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, - экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благо­даря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают зна­ния, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей уча­щихся. Такая цель достигается другими методами, в част­ности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в про­цессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осоз­нают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавате­ля, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащие­ся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель при­влекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод исполь­зуется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, де­лать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное, учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения - это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обу­чения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направле­ния в педагогике, использующие скрытые возможнос­ти обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггеетопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) - обучение средствами внушения; гипнопедия -обучение во сне; фармакопедия - обучение с помощью фармацевтических средств. Достиг­нуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует еди­ного взгляда на проблему классификации методов обуче­ния, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учи­тывать на стадии выбора и в процессе реализации конкрет­ных методов обучения.

Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определен­ными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения - это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрацион­ные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специ­альных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредствен­ное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выпол­няют обучающую, воспитывающую и развивающую функ­ции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства), и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т.д.).

Часто в качестве основания для классификации дидак­тических средств используется чувственная модальность. В этот случае дидактические средства подразделяются на:

- визуальные (зрительные), к которым относятся табли­цы, карты, натуральные объекты и т.п.;

- аудиальные (слуховые) - радио, магнитофоны, музы­кальные инструменты и т.п.

- аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковые фильмы, телевидение и т.п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизиро­вать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

- словесные (учебники и другие тексты);

- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

- механические визуальные приборы (диаскоп, микро­скоп, кодоскоп и пр.);

- аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, ра­дио);

- аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, ви­део);

- средства, автоматизирующие процесс обучения (линг­вистические кабинеты, компьютеры, информационные сис­темы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тес­ной связи с остальными компонентами этого процесса.

Наши рекомендации