Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию креативности у младших школьников средствами фольклора
Формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня крективности испытуемых средствами фольклора.
Принцип проведения урока музыки как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.
В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.
К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие:
• Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
• Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
• Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
• Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
• Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
• Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Система развивающего обучения, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.
Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды музыкальной деятельности.
Активное восприятие музыкального материала, на первый взгляд, должно стоять на первом месте по значимости, т.к. наша задача – научить ребенка вслушиваться в музыку и понимать ее, но не менее важной на первом этапеявляется музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с музыкой, он жадно воспринимает музыкальную информацию из области музыкальной культуры. Поэтому на занятиях дети прослушивали большое количество музыкального материала, в том числе и народной музыки: «Ой, реченька», «Перепёлочка», «Что за месяц» и др.
Без работы с музыкальным звуком, этим основным средством выразительности, без понимания и прочувствования его изменчивости и неповторимости, без знакомства с его основными характеристиками (высота, длительность, сила, тембр) понять музыку довольно сложно.
Работа с музыкальным звуком – первый (базовый) этап в обучении детей музыке. Особую роль в этом процессе играет участие детей в музыкально-исполнительной деятельности.
Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
• ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
• учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
• учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.
Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней, тот мостик, по которому можно перейти к следующему – второму этапу музыкального образования школьников [15, с.14].
Развитие творческих способностей, на мой взгляд, невозможно без обращения к музыкальному фольклору. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом, использованном в рамках формирующего этапа эксперимента, явились русские считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.
Не менее значимы, чем музыкально-исполнительская деятельность, на начальном этапе обучения занятия музыкальной грамотой и сочинительская практика. Именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности.
Импровизация – первооснова художественного творчества детей.
Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Необходимо отметить, что обучение детей сочинению и импровизации – явление в русской музыкальной педагогике довольно позднее, так как еще до недавнего времени считалось, что это – прерогатива высшей ступени музыкального образования (консерватории).
И на сегодняшний день, как отмечает Т. Родионова, «иногда приходится сталкиваться с ошибочным представлением об этом новом предмете, якобы предназначенным для воспитания будущих композиторов. В общеобразовательных школах все дети учатся писать сочинения. Однако существующий порядок вовсе не предусматривает для них литературной профессии. Большинство учащихся в ДМШ вообще не будут профессиональными музыкантами, но умение работать творчески в той области, которую они изберут себе впоследствии, сохранится у них на всю жизнь. Композиция часто становится тем «мостиком» между теоретическими и специальными дисциплинами, которого часто не достает педагогам-предметникам [24, с.46-62].
В. Галич, предлагая развивать внутренний слух, творческую инициативу и фантазию на индивидуальных занятиях, советует вводить как обязательный компонент в урок по специальности следующие упражнения:
• подбор по слуху и транспонирование;
• упражнения по выработке ощущения тоники;
• устный диктант за инструментом;
• гармонизация мелодии;
• пение под собственный аккомпанемент и др.
Отмечая, что развитие творческих способностей – дело большой важности и «требует внимания от урока к уроку» и «усилий воли», автор осознает, что все вышеперечисленные приемы работы на специальности – вспомогательные, львиную же долю (а почти всегда – все время) урока занимает работа над программой и необходимость появления отдельной творческой дисциплины в учебном плане становится уже более чем очевидной [6, с.31-45].
В более поздней публикации – серии статей «Учитесь импровизировать» Т. Родионова в стенографическом описании уроков импровизации детей первого года обучения широко вводит детский поэтический и музыкальный фольклор для последующих манипуляций с текстом: импровизаций, досочинений, варьирований, при этом особо не акцентируя внимание на роль фольклора на уроке, использует его систематически [6, с.31-45].
П. Гельфгат и В. Коган в методической разработке «Импровизация на фортепиано» для подготовительной группы и первых двух классов ДМШ все элементы импровизации на уроках сольфеджио на заданный ритм, подбор второго голоса, часть упражнений на варьирование дают на народном материале, причем обращаются с ним свободно, вычленяя конкретно тот элемент, который им необходим в работе. Но эффект от такого внедрения «блоков» из народных песен и танцев весьма велик, поскольку они в процессе многократного применения (варьирования, секвенцирования, мозаичного сопоставления, «перемешивания»), постоянно присутствуя в сознании ребенка, постепенно обогащают его личный музыкальный словарь. А ведь для того, чтобы в процессе накопления таких «блоков» возникли новые, нетипичные сочетания, что психологи и называют творческим актом, необходимо, чтобы данный процесс был длительным и непрерывным [7, с.98-99].
В методической разработке С. Мальцева и Г. Шевченко для младших классов ДМШ сразу же, еще на стадии знакомства ребенка с инструментом используется народная музыка [16].
Ю. Козырев и Н. Серапионянц в методической разработке «Преподавание основ музыкальной импровизации в ДМШ: основной теоретический курс» напрямую к фольклорному материалу не обращаются, но Учебные планы и Программы построены так, что без применения народной музыки не обойтись, особенно в разделах, посвященных диктанту, чтению с листа и, особенно, творческим заданиям [14].
Буквально пронизано фольклором пособие Г. Шатковского «Сочинение и импровизация мелодий». Он считает, что «по предлагаемой методике практически все дети могут научиться художественному творчеству – в том числе и импровизации. Ученики импровизируют в разных жанрах, формах, стилях, хотя в большинстве своем это обыкновенные дети. Занятия импровизацией проводятся наряду с теорией, гармонией, полифонией и развитием музыкального слуха». При этом он возражает против элитарности занятий композицией, утверждая, что «на факультативах по композиции, существующих почти во всех ДМШ и ДШИ, занимаются только избранные», а «задача состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, поэтом в душе. И композиция здесь, как, впрочем, и импровизация – одно из мощных средств». Причем, уже самые простейшие задания типа «импровизация на нейтральный текст» использует детскую фольклорную миниатюру: поговорки, считалки, дразнилки, заклички и другое, словом, все то, что, по мнению автора, дети должны были впитать с молоком матери и «выдыхать», не задумываясь [29, с.7-8].
Таким образом, в доступных нам пособиях, посвященных творческому развитию детей в детских музыкальных школах, тема изучения народной музыки, проходит красной нитью, она всегда актуальна и нова.
В опытно-экспериментальной работе я преследовала цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих импульсов, импульсов, для познания радости творчества.
Главной задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия.
Так, например, в качестве домашнего задания детям предлагалось сочинить мелодии к предложенным текстам:
***
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа- запад тёмно- красный,
Слева- бледная луна.
*** А. Пушкин
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
А. Пушкин
При этом ребенку предлагался следующий план работы:
• выразительно прочитай стихотворение;
• определи размер;
• какой лад лучше выразит настроение текста: мажорный, минорный, переменный?
• в каком темпе лучше исполнить мелодию?
• запиши сочиненную мелодию;
• подбери аккомпанемент;
• исполни свое сочинение.
При импровизировании чаще всего от ученика требовались умения продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не отказывались и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. – такого рода приемы импровизирования мы также использовали в работе. Большую часть материала для импровизирования я давала на основе фольклора.
Интересным творческим процессом является создание вариаций. Темы для вариаций в рамках эксперимента часто служили народные мелодии. В этом случае у меня появлялась возможность опереться на музыкальный опыт детей, помочь им осознать фольклор как часть жизни.
Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где дети отражают свои размышления. Вначале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я давала им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. И в этот вид деятельности я активно включала фольклорный материал, предлагая учащимся поделиться музыкальными впечатлениями от русских народных песен, танцев и т.п.
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента на индивидуальных уроках по специальности регулярно использовался фольклорный материал.