Глава1. Психолого-педагогические проблемы развития духовных потенциалов школьников средствами русского фольклора.

Слайд 1.

Задачи формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России очень важны. Необходимо возродить интерес ко всему народному, национальному, потому как народ, который не знает своих корней, истоков, не имеет будущего. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.

Русский фольклор играет важную роль в жизни детей. Сейчас появляются различные по составу певческие коллективы (фольклорные ансамбли, народные хоры, ансамбли народной песни), овладевающие импровизационным методом устного народного музыкально- поэтического творчества.

Ребенок, познавая традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к культуре народа. Как показали исследования педагогов и психологов (А.А.Грибовская, Т.Н.Дронова, А.В.Запорожец, П.С.Комарова)

Произведения русского фольклора вносят в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным. А это то, что объединяет людей общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение к искусству, являющемуся результатом вдохновения и охватывает все стороны жизни.

Народные традиции необходимо активно использовать в учебно-воспитательном процессе школьников. Значение фольклора в учебно-воспитательном процессе необычайно важно на современном этапе развития общества,что и составляет актуальность данного исследования.

Полноценное и целенаправленное использование возможностей народной вокально - хоровой культуры в музыкальном воспитании учащихся определяет проблему исследования.

Слайд2.

Объект исследования:учебно-воспитательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:предпосылки и условия развития восприятия народной вокально-хоровой музыки в воспитании учащихся.

Слайд 3.

Цель исследования:Раскрыть особенности и значение народной во-кально-хоровой культуры в музыкальном воспитании учащихся.

Слайд 4.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить значение русского фольклора в развитии духовности рус-ского народа.

2. Обосновать теоретические предпосылки освоения и использования народной вокально-хоровой культуры в музыкальном воспитании учащихся.

3. Рассмотреть возможности детского народного хора в развитии восприятия русского вокально - хорового фольклора.

4. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу (фольклорные программы) по проблемам исследования.

Обоснованием теоретических предпосылок представленного исследования стали данные о разработке проблемы роли и значения народной музыкальной культуры в педагогике, психологии, конкретных исследований музыковедческой, методической науки, теории художественной деятельности, что и составляет методологическую основу нашей работы.

Слайд5

В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические:

Практические.

Слайд 6.

Теоретические:

1. Анализ психолого-педагогической, музыковедческой, учебно-методической литературы, связанной с проблемой исследования;

2. Анализ учебно-методической литературы, специальных пособий, программ для учителя музыки, для студентов;

3. Анализ учебно-методической литературы, инструктивно-методических документов,специальных пособий, программ по проблеме исследования;

4. Обобщение и конкретизация.

Слайд 7.

Практические:

1. Изучение педагогического опыта;

2. Наблюдение;

3. Беседа.

Степень разработанности проблемы:данной проблемой занимались такие ученые, как Борис Владимирович Асафьев, Эдуард Борисович Абдуллин, Дмитрий Борисович Кабалевский, Елена Дмитриевна Критская, М.М.Картавцева, Лидия Леонидовна Куприянова, Г.Науменко, Г.П.Сергеева, Соколов, В.О.Усачева, Л.В.Школяр, Л.Шамина и др.[11,14,45]

В отечественной педагогической науке, благодаря работам Анатолия Васильевича Бакушинского, Павла. Петровича Блонского, Надежды Констанстиновны Крупской, Антона Семёновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского и других, определены педагогические подходы и накоплен богатый опыт использования различных видов искусства в воспитании детей.

Психологические обоснования роли использования средств искусства в эстетическом воспитании детей можно найти в работах Лидии Ильиничны Божович, Лва Семёновича Выготского, Александры Дмитревны Люблинской, Бориса Михайловича Теплова и др.

Методологическую основу исследованияпредставляют философско-эстетические, психолого-педагогические и научно-методические основы современной науки.

Гипотеза представленного исследования следующая:

Если в процессе музыкального воспитания ребенка опираться на обращение к своеобразию русской народной музыки, то это достаточно быстро приведет к координации голоса и слуха, что повлияет на чистоту интонирования, да и процесс развития, формирования личности ребенка будет осуществляться намного успешнее.

Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Слайд 8.

Глава1. Психолого-педагогические проблемы развития духовных потенциалов школьников средствами русского фольклора.

Наши рекомендации