Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно-экспериментального класса

Контрольный этап завершает эксперимент. На этом этапе, используются те же методики, что и на констатирующем, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых.

На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного этапов можно судить об эффективности условий организации деятельности на уроке литературного чтения, направленной на развитие читательского интереса.

На этапе контрольного эксперимента мы провели повторную диагностику выявления читательских интересов младших школьников с помощью анкетирования и повторного тестирования по деятельностному критерию (см. приложение 8).

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах (см. приложение 9). Оценка уровня по классам 4 «А» и 4 «Б» показала, что после экспериментальной работы показатели учащихся экспериментального класса улучшились. Также произошли изменения и в выявлении читательских интересов у учащихся этих классов. На этапе констатирующего эксперимента они составляли: в 4 «А» классе — 55%, в 4 «Б» — 49%. После проведения всей экспериментальной работы процентное соотношение улучшилось. Оно составило в 4 «А» — 79%, а в 4 «Б» — 64%.

При повторном исследовании читательской активности получились следующие данные.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос «Любишь ли ты читать?» Количество утвердительных ответов увеличилось по сравнению в значительной степени в ЭГ, а в КГ заметно снизилось. Таким образом, положительная динамика прослеживается в экспериментальном классе, а в контрольном идет снижение интереса к чтению.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос «Как часто ты читаешь?» число ответов «ежедневно» увеличилось на 10% в ЭГ, а также на 6% в КГ.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Какие книги ты любишь читать?» позволяет говорить о формировании определенного круга чтения и, соответственно, о начале формирования читательского интереса. Стал заметнее переход от увлечения сказками и рассказами о животных и детях к разножанровой литературе, причем чтение энциклопедий превалирует в экспериментальных классах, тогда как в контрольном заметно снизилось.

- Сравнительные результаты ответов на вопрос «Перечитываешь ли ты свои любимые книги?» количество ответов «да» увеличилось в обоих экспериментальных классах, что говорит о повышенной потребности в чтении, и значительно снизилось в контрольном классе. Предполагаемая причина – отсутствие мотивации данной группы школьников.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Посещаешь ли ты другие библиотеки кроме школьной?». По сравнению с предыдущими результатами положительная динамика наблюдается в экспериментальной группе на 30%. В контрольной группе круг посещаемых библиотек резко сократился

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя дома книги и сколько?» В КГ данные остались без изменений, тогда как в ЭГ возросло число книг, находящихся в домашней библиотеке, что позволяет предположить заинтересованность родителей читательскими интересами детей.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Что тебе хотелось бы получить в подарок?» выбрали книгу не более 10 человек в каждой экспериментальной группе и не более 5 в контрольной. Кроме того, во всех трех группах возрос интерес к другим средствам получения информации (планшет, телефон), что связано с развитием технического прогресса.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Есть ли у тебя любимый литературный герой?». Если в предыдущем анкетировании наблюдались затруднения с выбором героя, соответствующего внутренним потребностям младшего школьника, то на заключительном этапе экспериментальные группы определились с выбором любимых героев. В контрольной группе преобладает чтение комиксов и, соответственно, круг героев достаточно широк.

- Сравнительные результаты ответа на вопрос, «Советуют ли тебе родители, что читать?» В положительную сторону изменилось отношение к чтению в Эг произошел переход от принудительного чтения к рекомендательному. В КГ мнение родителей не влияет на выбор книг детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, сдвиг произошел в положительную сторону, учащиеся стали больше уделять времени чтению, в экспериментальном классе заметна большая самостоятельность при выборе книг, появились любимые литературные герои. Данные по деятельностному критерию были бы неполными без анализа читательского кругозора, которые мы приведем в сравнении с предыдущими результатами.

Таблица 6

Результаты анализа читательского кругозора учащихся на контрольном этапе

  Общее количество прочитанной литературы Журналы развлекательного характера Художественная литература Энциклопедии и справочники
  Констатирующий этап Контрольный этап . Констатирующий этап Контрольный этап . Констатирующий этап Контрольный этап . Констатирующий этап Контрольный этап .
4 Б

Из количественных данных мы видим увеличение прочитанного во всех двух классах. Увеличилось число прочитанных энциклопедий, художественной литературы. Но данные анкеты и анализ читательского кругозора дают только неполные данные, наибольшую информацию мы получили из наблюдений и бесед с детьми. В сравнении с предыдущими данными получились следующие изменения.

Таблица 7

Наши рекомендации