Структура технологии обучения
В структуру технологии обучения входят:
· концептуальная основа (руководящие идеи, принципы, способствующие пониманию, трактовке ее построения и функционирования);
· содержательная часть (цели, содержание обучения, включающее ориентацию на личностные структуры, объем и характер содержания обучения, дидактическую структуру учебного плана, программы);
· процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя- управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).
1) общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и.объектов процесса;
2) частнометодический (предметный) уровень. Частнопред-метная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и- средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя, (методика преподавания
предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);
3) локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Анализ структуры педагогической технологии.
1. Название технологии, отражающее основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
• целевые установки и ориентации;
• основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
• позиция ребенка в образовательном процессе.
3. Особенности содержания образования:
• ориентация на личностные структуры:
Знания, умения, навыки (ЗУН);
Способы умственных действий;
Самоуправляющие механизмы личности;
Эстетико-нравственная сфера;
Действенно-практическая сфера личности;
Характер содержания образования;
Дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
4. Процессуальная характеристика:
• особенности методики, применения методов и средств обучения;
• организационные формы образовательного процесса;
• управление образовательным процессом;
• категория учащихся, на которых рассчитана технология.
5. Программно-методическое обеспечение:
• учебные планы и программы;
• учебные и методические пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические средства обучения;
• диагностический инструментарий.
Многоаспектный характер экспертизы педагогической технологии.
Концептуальная часть, рассматриваемая с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Содержание образования в рамках технологии, рассматриваемая с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
Процессуальная характеристика, рассматриваемая с позиций целесообразности и оптимальности отдельных элементов, комплексности всех методических средств, управляемости, адекватности содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение, рассматриваемая с позиций научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
4. Основные методологические требования, предъявляемые к технологии
(критерии технологичности по Г.К. Селевко):
1. Концептуальность. Наличие научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность. Признаки технологии как системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, интегративная целостность.
3. Управляемость как возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
4. Эффективность. Оптимальность по затратам, гарантированность достижения определенного стандарта обучения.
5. Воспроизводимость как возможность применения (повторения, воспроизведение) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными) (С.Е. Шишов, В.А. Кальней).
2. Таксономия педагогических целей в познавательной сфере.Таксономия целей обучения как систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала ( Б.С.Блум).
Таблица1.
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере (Б.С.Блум)
Уровни учебных целей | Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. | -воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. | объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. | вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. |
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. |
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. | оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Ход технологически организованного учебного процесса:
- общие цели и содержание обучения;
- диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников;
- процесс обучения;
- диагностика;
- в случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей вводится коррекция процедур обучения;
- снова проводится диагностика.
Основные этапы (фазы) воспроизводимого обучающего цикла:
1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;
2) предварительная оценка обученности учащихся;
3) обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи;
4) оценка результатов.
Сущность и специфика педагогической задачи.Педагогическая технология как отражение задачной структуры педагогической деятельности. Основные психолого-педагогические подходы к определению понятия «задача» и их сущность:
- психологическое определение А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, С.К.Тихомирова, где «задача» как понятие рассматривается в контексте изучения категории «деятельность»;
- определение понятия «задача» на уровне педагогической психологии, где она является предметом специального изучения (Г.А.Балл, В.Т.Дорохина, Е.И.Машбиц, Л.М.Фридман и др.);
- дидактическое определение В.И.Загвязинского, Л.В. Занкова, В.Н.Максимовой, А.П.Тряпицыной,И.Я.Лернера, В.Оконя.
Педагогическая задача как система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса (В.А.Сластенин). Наличие в ней одинаковых с педагогическим процессом компонентов: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Система «человек – задача» как «взаимодействие между человеком и задачей, при котором изменяется как она сама, так и субъект» (Е.И.Машбиц). Компоненты задачи как системы:
• исходное состояние предмета задачи;
• модель требуемого состояния (требования задачи).
Педагогическая задача как осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (В.А.Сластенин).