Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи

При обучении письму возникают противоречия между возрастными психофизиологическими особенностями ребенка - его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и дидактическими задачами обучения навыками письма.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без утомления, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к данному виду деятельности. Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре с подготовительного этапа. При этом тренировку моторики и пальцев рук и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.

В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, способствующие этому.

Однако, учитывая важность проблемы, а также большую плотность всех занятий логопеда, занятия по развитию графических навыков (Подготовка к письму) рекомендуются проводить воспитателем. Для достижения большего результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив её в самостоятельный вид занятий воспитателя «Подготовка к письму».

Оптимальным, по нашему мнению, является использование в указанных целях физминуток. Физминутка как элемент двигательной активности способствует переключению на другой вид деятельности, что повышает работоспособность, предупреждает переутомление.

Традиционно физминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для дошкольников логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

В начале обучения на подготовительном этапе мы предлагаем проводить в качестве физминуток самомассаж. Упражнения сопровождаются чтением стихов.

v Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками как - бы мяч-прыгун).

Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга:

На базар ходили мы (мизинцы),

Много груш там и хурмы (безымянные пальцы),

Есть лимоны, апельсины (средние пальцы),

Дыни, сливы, мандарины (указательные пальцы),

Но купили мы арбуз (большие пальцы) -

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).

v Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками. На каждую стихотворную строку растирают подушечки одного пальца.

Правая рука:

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки (безымянный палец):

Грузди и свинушки (средний палец),

Рыжики, волнушки (указательный палец),

Даже маленький пенек (большой палец).

Левая рука:

Удивления скрыть не мог (распирают большой палец),

Выросли опята (указательный палец),

Бледные поганки (безымянный палец),

встали на полянке (мизинец).

v Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками.

На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок (дети разминают указательный палец),

Перец, томат, кабачок (средний палец),

Тыква, капуста, картошка (безымянный палец),

Лук и немного горошка (мизинец).

Правая рука:

Овощи мы собирали (разминают мизинец),

Ими друзей угощали (безымянный палец),

Квасили, ели, солили (средний палец),

С дачи домой увозили (указательный палец),

Прощай же на год, наш друг – огород.

v Самомассаж бельевой прищепкой.

Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

У Лариски – две редиски,

У Алешки – две картошки,

А у Вовки – две морковки,

А у Петьки – две редьки.

v Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

v Самомассаж ладоней.

Логопедическими перчатками (с нашитыми пуговицами), мочалками для чистки раковин, щеткой для волос – на ударные слоги:

Гладила мама ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат».

Упражнения на 1, 2, 3 этапе обучения

v Гимнастика для рук:

- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой;

- развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

- постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;

- сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;

- руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;

- руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;

- ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;

- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;

- выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;

- правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;

- сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;

- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.

v Упражнения для тренировки пальцев рук

Воспитатель показывает и объясняет упражнение, после чего дети выполняют его вместе на одной руке, на другой или двумя руками вместе.

Тренировку пальцев надо начинать с массажа -поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью (погладить кошечку). Массаж каждого пальца - боковые края пальца перебирать большим и указательным пальцами, а затем:

- сжать и разжать кулаки;

- ладонь - кулак – ребро;

- пальчиками поманить кого-либо;

- соединить большой и указательный пальцы (колечко);

- поднять кверху указательный и средний пальцы, раздвинуть их (ушки у зайца), соединить - разъединить (стригут ножницы);

- сжать кулак, вытянуть вверх указательный палец и мизинец (рожки);

- чередовать: колечко - ушки – рожки;

- наложить средний палец на указательный;

- сделать венок - уложить пальцы друг на друга на одной руке, помогая другой;

- соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук;

- то же ладонями внутрь;

- попеременно постукивать по столу средним и указательным пальцами обеих рук, выбивая ритм;

- построить крышу дому - соединить вверху пальцы рук (подушечка к подушечке). Сначала с большого, затем с мизинца;

- пальчики здороваются - все пальцы поочередно подушечками прикладываются к большому пальцу.

При некоторых упражнениях желательно, чтобы локти были на столе:

- выпрямить указательный палец и вращать им(оса);

- то же с большим пальцем;

- человечек шагает - указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

- зайчик - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

- птички летят - пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз;

- поочередно считать пальцы и разгибать;

- игра на пианино - поочередное перебирание пальцами по столу, начиная с мизинца, потом с большого пальца;

- разжимать кулак у товарища.

- веер - ладони прижать к столу, а пальцы то разъединять, то соединять.

Дети называют пальцы: указательный и т.д

v Для формирования дифференцированных движений пальцев рук:

- набор пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- деревянные игрушки (собрать пирамидку, матрешку, сложить из кубиков поезд, дом);

- мозаика по возрастающей сложности;

- нанизывание бус, бисера, пуговиц;

- пособия по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии;

- пособия по шнуровке: продергивание шнурка через отверстия, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении

- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);

- дощечка с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп.

Предлагаемые ниже упражнения дети могут выполнять дома под руководством взрослых. Воспитатели записывают упражнения в тетрадь домашних заданий, разъясняя взрослому ход выполнения.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний –

Сам мизинчик малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики – друзья.

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

Затем проводятся упражнения, с помощью которых ребенок учится поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца),

В домик спрятались пять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие

пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу),

А вторые – догонять.

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом.

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые – пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал.

(хлопок кулаками по поверхности стола)

«Человечки»

Побежали вдоль реки (движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)

Дети наперегонки.

(повторить несколько раз).

Некоторые упражнения имитируют знакомые ребенку бытовые действия:

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трём

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмём

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Приведём примеры физминуток по конструированию пальцевых фигур, используемых для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи на занятиях по развитию графических навыков, а так же родителями.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Улитка»

Улитка, улитка

Левую руку сжать в кулачок и

Обхватить ее правой.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Покажи рога

Поднять «рожки» к голове.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Дам тебе, улитка,

Руки от себя ладошками вверх

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Я пирога.

Прихлопывать левой ладошкой

сверху правой. Затем поменять руки.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Поутру»

Рано, рано поутру

Ладошки с растопыренными

пальцами скрещиваются.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Пастушок: «Туру – ру - ру»,

Имитируют игру на дудке.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

А коровки в лад ему

Сделать рожки над головой.

Затянули: «Му – му – му!»

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле погуляй,

Кивает головой

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Идут пальцами (кроме большого)

по столу вперед.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

А вернешься вечерком,

Идут пальцами (кроме большого)

по столу назад. Нас напоишь молоком.

Ладошки сложить вместе, показать чашку.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Кукушка»

Шла кукушка через сад,

Все пальчики соединяются с

большим пальцем, пальчики округлены.

Покрутить запястьем.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Поклевала виноград

Пальчиками правой руки постучать

по ладошке левой руки.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Шла кукушка мимо рынка,

Все пальчики соединяются с

большим пальцем, пальчики округлены.

Покрутить запястьем.

Наступила на корзинку

Ладони на себя, пальчики переплетаются

и локти разводятся в стороны.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Большие пальчики соединяются и

образуют ручку.

И упала

в ямку – бух!

Руки уронить вниз.

Раздавила сорок мух!

Хлопать в ладоши.

«Весела беседа»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Как у нашего соседа веселая была беседа

(Хлопать в ладоши:

то левая, то правая ладошка

сверху на каждое слово)

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Гуси»

(указательный палец опирается на большой,

остальные прижаты друг к другу).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Игра на гуслях»

Перебрать пальчиками

по воображенным струнам.

«Утки» Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Указательный палец опирается на большой,

остальные прижаты друг к другу

и немного согнуты.

«Игра на «дудке»

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Барабан»

Пальчики обеих рук сжаты в кулачки,

выставлены указательные пальчики –

играют на бар

.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Утро раннее»

Наши уточки с утра – кря - кря – кря!

Все пальчики соединяются

с большим пальцем, пальчики округлены.

Руки согнуты в запястье.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Все пальчики соприкасаются

с большим пальцем, пальчики прямые.

Рука согнута в запястье.

 
  Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Наши курочки в окно – ко – ко – ко!

Большой и указательный пальцы соединены,

образуя «клювик», остальные согнуты,

образуя «гребешок»,

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru рука сгибается в запястье.

А как Петя – петушок

Ранним утром по утру

Нам споет – ку – ка – ре – ку!

Большой и указательный пальцы соединены,

Образуя «клювик», остальные согнуты,

Образуя большой «гребешок».

Рука сгибается в запястье.

Большое число упражнений связано с изображением животных и птиц:

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед («кошка» правой рукой),

К нам идет, хвостом играет

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

И навстречу из ворот («ворота»)

Две собаки выбегают («собаки» обеими руками)

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Ворота»

«Курица, петух и лебедь»

Курица спешит к пруду («курица» левой рукой),

Петух гуляет на лугу(«петух» правой рукой»).

В такт им лебедь с шеей длинной («лебедь» правой рукой»)

Вторит песней лебединой.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Зайцы»

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)

Под высокой сосной («дерево» правой рукой),

Под другою сосной («дерево» левой рукой)

Скачет зайка второй («зайчик» левой рукой).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Заяц» «Дерево»

«Козы»

Идет коза рогатая

(«коза» правой рукой)

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит

(«коза левой рукой»)

Колокольчиком звенит

(«колокольчик»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Коза» «Колокольчик»

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке (лягушки обеими руками)

И у них озябли ножки.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Птички»

Птички полетели(«птички»)

Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели («деревья»).

Вместе отдыхали («птички»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Деревья»

«Щука»

В пруд купаться не пойду –

Щука плавает в пруду («щука»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Улитка»

Две улитки на дорожке («улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения)

Мост построим мы такой («мост»):

Люди по нему пойдут («человечек идёт»)

И лошадок поведут («лошадь»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Некоторые упражнения связаны с изображением растений:

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне («цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки («корни»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Некоторые упражнения связаны с символическим изображением предметов или действий с ними. Например:

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке («стол»).

Рядом стульчик у окошка («стул»),

Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом («дом»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Дом»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Стул» «Стол» «Бочонок»


«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Ворота»

Замок

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»),

Кто открыть его бы смог (повторение движений)?

Потянули (пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону),

Покрутили (движение кистями рук со сцепленными

пальцами от себя к себе),

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней

постучать друг о друга)

И — открыли (пальцы расцепить, ладони в стороны)!

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru «Замок»

«Мышь»

Тихо в доме («дом»)

Спит малышь.

Под полом скребётся мышь («мышь»)

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

Ниже приведены рисунки, которые можно использовать на занятиях по обогащению лексики и драматизации сказок:

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Лошадь» «Медведь» «Волк»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Лиса» «Заяц» «Лев»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Утка» «Лебедь» «Петух»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Ёж» «Крокодил» «Черепаха»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

«Щука» «Лягушка» «Коза»

Пальчиковая драматизация сказки «Репка», «Колобок»

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

РЕПКА БАБКА

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи - student2.ru

ДЕД КОЛОБОК

Наши рекомендации