Педагогика начального образования как наука
ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Орск 2016
Сизганова Е.Ю. Дидактика начальной школы: учеб.- методич. пособие для студентов пед. вузов. - Орск : ОГТИ, 2016. – 229 с.
ISBN
Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Начальное образование и служит для обеспечения компетентностного подхода в профессиональной подготовке учителей начальных классов в соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования.
Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов по первому разделу педагогики начального образования дидактике начальной школы.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
1.1 | Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. | |
1.2 | Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. | |
1.3 | Профессиональные знания и умения учителя начальной школы. | |
1.4 | Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных педагогов. | |
1.5 | Особенности и концепции развития начального образования в конце XX века. | |
1.6 | Инклюзивное образование в начальной школе | |
ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
2.1 | Понятие и сущность обучения | |
2.1.1 | Образовательная, воспитательная и развивающая функции начального обучения | |
2.1.2 | Закономерности и принципы обучения как категории дидактики. | |
2.1.3 | Современные концепции и технологии обучения в начальной школе | |
2.2 | Содержание начального общего образования | |
2.2.1 | Понятие о содержании школьного образования. Документы, определяющие содержание начального общего образования | |
2.2.2 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, содержание. | |
2.2.3 | Особенности разработки школой основной образовательной программы начального общего образования. | |
2.2.4 | Педагогические требования к разработке учебного плана начальной школы. Базисный учебный план образовательного учреждения: | |
2.2.5 | Структура рабочей программы начальной школы по учебному предмету. | |
2.2.6 | Виды современных образовательных программ начального общего образования | |
2.2.7 | Учебник в начальной школе | |
2.3 | Методы обучения в начальной школе | |
2.3.1 | Метод обучения как форма освоения учебного материала. Классификации методов обучения | |
2.3.2 | Функции методов обучения. | |
2.3.3 | Характеристика методов обучения в начальной школе | |
2.3.4 | Критерии выбора методов, приемов, средств обучения в начальной школе. | |
2.4 | Формы организации обучения в начальных классах | |
2.4.1 | Формы организации обучения и основания их классификации. | |
2.4.2 | Урок как целостная система. Современные требования к уроку. | |
2.4.3 | Типология и структура уроков. | |
2.4.4 | Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока | |
2.5 | Оценка результатов обучения младших школьников | |
2.5.1 | Сущность оценки результатов обучения в начальной школе | |
2.5.2 | Оценка достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования | |
Приложение А.Федеральный государственный стандарт начального общего образования Приложение Б.Профессиональный стандарт педагога |
ВВЕДЕНИЕ
«Дидактика начальной школы» представляет собой раздел дисциплины «Педагогика начального образования», которая относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, изучаемых студентами профиля «Начальное образование». Освоение дисциплины «Педагогика начального образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, педагогической практики студентов.
Целью изучения дидактики начальной школы является формирование целостного представления студентов о сущности педагогического процесса и его специфике в системе начального образования.
Основными задачами изучения этой дисциплины являются:
- формирование знаний теоретико-методологического характера о сущности, цели, задачах, формах, методах и принципах обучения и воспитания, особенностях организации целостного педагогического процесса в начальной школе;
- формирование знаний о содержании начального общего образования и регламентирующих его документов,
- формирование умений осуществлять учебно-воспитательный процесс в начальной школе, проводить диагностику и мониторинг достижений учащихся младшего школьного возраста.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций студента как учителя начальных классов: осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности; готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, осознание специфики начального образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: сущность процесса обучения в начальной школе; психолого-педагогические теории обучения детей младшего школьного возраста; основные принципы, методы, формы обучения детей; структуру и содержание основных педагогических технологий начального образования на современном этапе;
Главное назначение данного пособия - оказание помощи студентам в овладении профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности; навыками самообразования в области педагогической деятельности в ходе выполнения заданий практического характера.
Пособие включает в себя краткий конспект содержания всех тем раздела, сопровождаемый оригинальными авторскими текстами, позволяющими проиллюстрировать и глубже раскрыть ту или иную тему. В каждой теме для студентов представлен ряд практических заданий, которые можно использовать как для самостоятельной, так и для аудиторной работы.
Учебное пособие разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено главным образом для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Начальное образование.
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКА