Вопрос 4.Педагогика как наука. Методология современной педагогики. Методологи педагогики и образования. Ведущие подходы в социально-педагогических исследованиях

В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».

В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, обра­зование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обу­чении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, выс­шего и послевузовского профессионального образования.

В определении места педагогики в системе научного знания утверди­лись три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.).

2) педагогика - прикладная дисциплина. Ее назначением является ис­пользование данных других наук (психологии» социологии, естествозна­ния и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования.

3) педагогика - это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения.

Данная точка зрения, аргументирован­ная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и прак­тики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов воспитания, обучения и образования.Опираясь на последнюю точку зрения, необходимо уточнить объект и предмет педагогики.

Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирова­на А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педа­гогики является «педагогический факт (явление)». Современные исследо­вания уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления дейст­вительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления полу­чили название образования» [Сластенин]. Таким образом, объектом педа­гогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.

Однако образование изучают разные науки. Так, философия рассматривает вопросы о целях и предна­значении образования в современном мире. Социология выясняет соот­ветствие системы образования требованиям научно-технического про­гресса и социальным преобразованиям. Педагогика, в отличие от данных наук, рассматривает сущностные аспекты образования. Поэтому предме­том педагогики является образование как реальный целостный педагоги­ческий процесс, целенаправленно организуемый в специальных социаль­ных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). [Сластенин].

Уточнив объект и предмет педагогики, можно дать более полное оп­ределение педагогики как науки.

Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тен­денции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни.

Методология педагогики включает в себя знания об исходных положениях, структуре, функциях, нормах, методах научно-педагогических исследований. За многие годы становления и развития педагогики как науки сложились ведущие проблемы педагогической методологии, среди них:

- установление предмета, объекта, целей, задач, содержания педагогики, тенденций её развития, совершенствования;

- выявление разных концепций, закономерностей и принципов педагогической науки и всех её отраслей;

- создание классификаций и отбор методов научно-педагогических исследований;

- создание, обогащение и характеристика понятийно-терминологического аппарата педагогики.

У педагогической методологии есть 3 основные функции:

1) рефлективная, направленная на самопознание, самонаблюдение, осмысление собственных действий;

2) познавательная, т.е. исследовательская;

3) критическая, предусматривающая анализ и оценку педагогических теорий, концепций, позиций.

Методологи педагогики и образования: М.А. Галагузова, Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, И.В. Блауберг, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, З.И. Васильева, Х.-Г. Гадамер, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, Н.И. Кузнецова, С.А. Писарева, В.М. Полонский, В.А. Сластенин, Е.В. Титова, И.Г. Фомичева, Е.Н. Шиянов, В.С. Шубинский, Э.Г. Юдин, и др

Ведущие подходы в социально-педагогических исследованиях.

Научное исследование в области соц.педагогики принято называть социально-педагогическим; это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических, систематизированных знаний о сущности соц.педагогики, ее содержании, методах и формах деятельн-ти соц.педагога. Специфика соц-пед исследования, его сложность определяется тем, что предметом исслед-я становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей. Эффективность научных исслед-й в соц.педагогике зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образы, идеи, технологии.

Выбор науч. подхода обусловливает целостность научной теории, ее оптимальность, практическую значимость. Важное значение в соц-пед.иссл-х имеют деятельностный, личностный, системный подходы. Помимо них применяются целостный, культурологический, антропологический и др. подходы.

Для построения идеальной картины изучаемого объекта применяется системный подход. Под системой понимают совокупность конечного числа элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство. Системные объекты, относящиеся к соц.педагогике крайне сложны. Объект их исследования – ребенок и социум. Поэтому при исследовании таких систем и используется системный анализ или системный подход. При использовании этого метода сложный системный объект не исчерпывается особенностями его составляющих элементов, а связан, прежде всего, взаимодействием этих элементов. При этом вскрываются как причины явлений, так и влияние результатов на причины, его породившие. У исследователя складывается представление об изучаемом объекте как системе, в которой акцентируется внимание на ведущих (системообразующих) факторах, взаимосвязях и взаимозависимости элементов системы. Отсюда идет выстраивание структуры системы; выявление отдельных функциональных особенностей элементов ее, определение исходных, основных и производных факторов, взаимовлияние целого и его элементов, динамики развития системы. Для всех педагогических систем установлены общие свойства: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность.

Личностный подход утверждает главной ценностью воспитания личность и требует признания её уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Воспитательный процесс направляется на удовлетворение поддерживаемых обществом потребностей личности.

При деятельностном подходе исходят из того, что личность формируется и развивается только в деятельности, следовательно, требуется такая организации деят-ти, при которой все вместе и каждый в отдельности получили бы максимальные условия для развития своих способностей и дарований.

При целостном подходе личность понимается как целостность, сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение, изменение одного компонента которой неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом. Тесно связан с личностным подходом.

Культурологический подход опирается на объективную связь чел-ка с культурой. В процессе освоения чел-ком культуры происходит развитие самого чел-ка и становление его как творческой личности. Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Вопрос 5.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Нормативные документы, отражающие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая.

Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образова­ния» приобретает разные смыслы. В традиционном (знаниево-ориентированном) подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы»

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потреб­ности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от лич­ности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры общества [И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин]. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Однаиз современных тенденций развития содержания образования - его стандартизация, которая вызвана: 1) необходимостью создания в стране единого педагогического пространства для обеспечения единого уровня общего образования, получаемогов разных типах образ-х учреждений. 2) вхождением России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания образования в международной образ-ной практике.

Стандарт образ-я- система основных параметров, применимых в качестве гос. нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образ-я по достижению этого идеала.В этом смысле стандартизация образ-я в развитых странах давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образ-я и др.

Наряду с законом «Об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом. Он развивает и конкретизирует содержаниеобраз-я, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения.В гос.стандарте общего среднего обр-я выделяются 3 уровня:

1. Федеральный (определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры).

2. Национально – региональный (нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования).

3. Школьный(отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения).

Стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования.

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план – основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством образования Р.Ф.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Р.Ф.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует 2 типа учебных планов школы:

• учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы;

• рабочий учеб.план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый пед. составом школы ежегодно.

В уч. плане школы обязательно должны быть инвариантная и вариативная составляющие. Инвариантная часть обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание З.У.Н. по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебный материал располагается по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые уч. прогр-мы разрабатываются на основе требований гос-го образоват-го стандарта относительно конкретной образовательной области. Ее создание – результат кропотливой работы специалистов конкретной науки, определяющих основной круг З.У.Н.; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями; методистов, разрабатывающих научно–методическое обеспечение, необходимое для усвоения З.У.Н. Типовые уч.пр-мы утверждаются Министерством образ-я Р.Ф. Имеют рекомендательный характер.

На основе типовой пр-мы разрабатываются и утверждаются пед.советом школы рабочие уч. программы. В рабочей пр-ме, в отличие от типовой, описывается национально–региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.Авторские учебные программы, учитывая требования гос. стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Проектирование содержания образ-я на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относится учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.Особое место занимает школьный учебник, который по содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Р.Ф. для всех школ страны.

Наши рекомендации