Проверка словарного запаса (на уровне слов)
Определить весь словарный запас ребенка с помощью «краткого метода оценки речевого уровня» невозможно. Поэтому исходят из предположения, что словарный запас в бытовой области, в которой у всех детей в нормальных условиях должен быть накоплен примерно одинаковый опыт, может рассматриваться как показатель общего уровня словарного запаса. Наиболее подходящей является тема «Одежда».
Инструкция испытуемому: «Мы сейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть. Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужчины, женщины и дети, летом и зимой, днем и ночью, начиная с головы и заканчивая ногами».
Первая часть инструкции произносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могут надеть...», артикуляция становится очень четкой. Экспериментатор говорит медленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствует коротким паузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой, указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.
Если ребенок не начинает говорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могут надеть...». Когда испытуемый при перечислении предметов делает более продолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментатор помогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «что еще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить и слова мужчина, женщина и дети, и спустя некоторое время —летом и зимой и т. д. В случае необходимости задание после 1,5—3 мин. можно повторить еще раз.
Для перечисления слов испытуемому дается 3 минуты. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок. При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и не относящиеся к теме «одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) при подсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают на особенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о том, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд (нарушается логика).
Если ребенок сначала называет шапка, а потом «шапка-ушанка», то это считается двумя разными словами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит «.красная шапка, голубая шапка». В некоторых случаях ребенок говорит «верхняя и нижняя одежда», и потом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхней и нижней одежде?».
Некоторые дети не могут назвать ни одного предмета одежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мне ботинки, а потом
мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткие штаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментатор останавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мне быстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисления предметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, например «автомобиль». И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называть только предметы одежды.
Словарный запас оценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского сада неудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Для первоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.
При оценке необходимо учитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшей группе детского сада ребенок в возрасте 5лет 4 мес.— 10 предметов одежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка той же группы в возрасте 6 лет и 1 мес.
Задание 2. Проверка понятий значения слов детьми
Для проверки понятий значения слова детям предлагаются задания на определение — «Что такое...?» и «Что значит слово...?». При диагностике используется специальный тест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четыре, пяти и шести лет. В него включаются имена существительные двух типов: конкретные и абстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах, предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены на основе данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьми дошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч. Осгуда.