Оценка физической подготовленности детей по показателям развития физических качеств
Определение физической подготовленности необходимо для всесторонней оценки уровня развития ребенка и его функциональных возможностей.
Тестирование физической подготовленности детей проводит педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре) и контролирует заместитель заведующей (старший воспитатель) ДОУ. Разрешение на проведение тестирования детей дает медицинский персонал ДОУ. Педагог ведет протокол тестирования, оценивает полученные результаты, анализирует динамику показателей физической подготовленности детей.
Тестирование физической подготовленности детей проводится с возраста 3 лет 6 мес.
Тестирование осуществляется после предварительной физической подготовки детей и четкого объяснения им предстоящих заданий. Целесообразно проводить тестирование в рамках непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей, включая в разминку упражнения, специфичные для тестовых заданий.
Примечание. Необходимо проводить мероприятия по профилактике травматизма.
Уровень развития физических качеств определяется по таблицам возрастно-половых нормативов (см. приложение 3).
Тесты для оценки уровня физической подготовленности
1. Бег на 10 метров с хода
Цель: определение скоростных качеств.
Тестирование проводится на беговой дорожке не менее 40 метров длиной и шириной 2–3 метра. Дорожка должна быть прямой и плотно утрамбованной. Расположение линии старта и финиша должно быть такое, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Проводится разметка дорожки по отрезкам 10 метров. Регистрируется время, за которое ребенок пробегает отрезок от отметки 10 метров до отметки 20 метров. Поскольку первые 10 метров от старта ребенок разгоняется, набирая максимальную скорость, педагог включает секундомер в тот момент, когда ребенок пересекает 10-метровую отметку, и выключает секундомер, когда ребенок пересекает 20-метровую отметку. Наличие беговой дорожки длиной не менее 40 метров необходимо для того, чтобы ребенок не тормозил на финише.
2. Бег на 30 метров
Цель: определение скоростных качеств
Тестирование проводится на беговой дорожке не менее 40 метров длиной и шириной 2–3 метра. Дорожка должна быть прямой и плотно утрамбованной. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть такое, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят два взрослых: первый педагог с флажком – на линии старта и второй педагог с секундомером – на 4–5 метров дальше от линии финиша (это положение соответствует отметке 30 метров на беговой дорожке). Второй педагог должен находиться дальше линии финиша, чтобы ребенок не тормозил в конце дистанции.
По команде «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает позу высокого старта. Следует команда «Марш», и первый педагог дает отмашку флажком. В это время второй педагог включает секундомер. В момент пересечения ребенком линии финиша секундомер выключается.
Взрослым во время бега ребенка не следует корректировать его движения, подсказывать элементы техники.
Примечание. Практика показывает, что при проведении тестирования в соревновательной форме (бег по два человека) результаты детей бывают выше.
3. Метание набивного (медицинского) мяча весом 1 кг вдаль двумя руками с замахом из-за головы из исходного положения стоя
Цель: определение силы и координации.
Тестирование проводится на ровной площадке. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч вдаль двумя руками с замахом из-за головы, при этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы параллельно друг другу. Ребенок во время броска не должен заходить за контрольную линию. Педагогу необходимо находиться рядом с ребенком для страховки. Дошкольник выполняет три попытки, засчитывается лучший результат.
4. Прыжок в длину с места (интегральный тест)
Цель: определение скоростно-силовых качеств, ловкости, координации.
Тестирование проводится в физкультурном зале, дети должны быть в спортивной обуви. Если ребенок босиком или в носках, то рекомендуется прыгать на мат или использовать толстый ковер.
Исходное положение: стопы слегка врозь, носки стоп расположены на одной стартовой контрольной линии, ноги немного согнуты. Ребенок прыгает на максимальное расстояние от контрольной линии, отталкиваясь двумя ногами при интенсивном взмахе рук и приземляясь на обе ноги. Нельзя садиться на пол или опираться сзади руками. Измеряется сантиметровой лентой расстояние от контрольной линии до места приземления (по пяткам). Засчитывается лучшая из трех попыток. Если ребенок не может одновременно приземлиться на обе ноги, то выполнение теста не засчитывается.
5. Наклон туловища вперед из положения сидя
Цель: определение гибкости.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь (без обуви), расстояние между пятками 20 см. Помощник прижимает тыльную сторону коленей ребенка к полу (колени должны быть выпрямлены). Ребенок медленно наклоняется вперед, при этом ладони выпрямленных рук скользят вперед по линейке, нулевая отметка которой находится на уровне пяток. Ребенок должен задержаться в положении наклона не менее 2 с. Лучший результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Эта цифра записывается со знаком «плюс» (+), если ребенок коснулся за линией, на которой расположены его пятки; если его пальцы не достали линии пяток, то делается запись со знаком «минус» (–); если пальцы на уровне пяток, то ставится «ноль» (0).
Примечание. Для проведения теста можно использовать два куба (опоры) для упора ног и сохранения прямых ног без посторонней помощи. Ребенок старается отодвинуть небольшой кубик, лежащий между стопами, пальцами рук вперед на максимально возможное расстояние. Предоставляется две попытки, регистрируется лучший результат.
6. Метание мешочка с песком вдаль
Цель: определение ловкости и координации.
Вес мешочка: 150 г для детей в возрасте 4 лет и 200 г для детей в возрасте 5–7 лет.
Тестирование проводится на улице на физкультурной площадке. Метание проводится попеременно правой и левой рукой. Одна нога ставится вперед, мешочек – на уровне плеча. Регистрируются три попытки каждой рукой, засчитывается лучший результат. Взрослый контролирует, чтобы ребенок не заходил за контрольную линию, отклонение при метании от прямой линии не должно превышать 50 см в каждую сторону.
7. Бег в умеренном (медленном) темпе
Цель: определение общей выносливости.
Тестирование проводится в конце образовательного периода в физкультурном зале или на физкультурной площадке при благоприятных погодных условиях.
В течение образовательного периода с учетом тренированности ребенка продолжительность бега (в медленном или умеренном темпе) постепенно увеличивается с 15–30 с до 1–2,5 мин.
Оценка уровня развития физических качеств детей проводится путем сравнения абсолютных величин результатов тестирования физической подготовленности каждого ребенка со средними возрастно-половыми значениями соответствующих показателей (см. приложение 3):
· средний уровень развития физического качества (результаты тестирования ребенка укладываются в интервал средних возрастно-половых значений);
· ниже среднего уровня (результаты тестирования меньше средних возрастно-половых значений);
· выше среднего уровня (результаты тестирования больше средних возрастно-половых значений).
При тестировании скоростных качеств (регистрируется результат в секундах) меньшая величина показателя соответствует более высокому уровню развития физического качества.
Анализ динамики показателей
физической подготовленности детей
Положительная динамика показателей физической подготовленности детей в течение учебно-воспитательного периода – это один из основных критериев эффективности образовательной деятельности по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
В конце образовательного периода педагоги сравнивают результаты тестирования детей с исходными данными и оценивают динамику показателей каждого ребенка, группы и всего ДОУ.
Динамика оценивается так:
· положительная, если в конце образовательного периода отмечена прибавка величин показателей физической подготовленности;
· отрицательная, если результаты тестирования ухудшились (уменьшение величин по сравнению с исходными данными);
· отсутствие динамики, если величины показателей не изменились.
Для оценки темпа прироста показателей физических качеств используется формула В.И. Усакова:
(V2 – V1)
W =--------------------------- х 100, где
0,5 х (V1 + V2 )
W – темп прироста показателей, %;
V1 – исходный уровень;
V2 – конечный уровень.
Шкала оценки темпов прироста физических качеств
детей дошкольного возраста
Таблица 4
Темпы прироста, в % | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовлетворительно | За счет естественного роста |
8–10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности |
11–15 | Хорошо | За счет естественного роста, повышения двигательной активности и регулярных занятий физическими упражнениями |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и целенаправленной системы физического воспитания |
Приложение 3
Средние возрастно-половые значения показателей развития
физических качеств детей 4—6 лет
Таблица 5
Показатели | Пол | Возраст | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Скорость бега на 10 м (с) | Мальчики | 3,0—2,3 | 2,6—2,1 | 2,5—1,8 |
Девочки | 3,2—2,4 | 2,8—2,2 | 2,7—1,9 | |
Скорость бега на 30 м (с) | Мальчики | 9,8—7,9 | 8,8—7,0 | 7,6—6,5 |
Девочки | 10,2—7,9 | 9,1—7,1 | 8,4—6,5 | |
Дальность броска набивного мяча весом 1 кг (см) | Мальчики | 125—205 | 165—260 | 215—340 |
Девочки | 110—190 | 140—230 | 175—300 | |
Длина прыжка с места (см) | Мальчики | 64—92 | 82—107 | 95—132 |
Девочки | 60—88 | 77—103 | 92—121 | |
Наклон туловища вперед из положения сидя (см) | Мальчики | 3—5 | 4—7 | 5—8 |
Девочки | 5—8 | 6—9 | 7—10 | |
Дальность броска мешочка с песком вдаль правой рукой (м) | Мальчики | 2,5—4,0 | 4,0—6,0 | 4,5—8,0 |
Девочки | 2,5—3,5 | 3,0—4,5 | 3,5—5,5 | |
Дальность броска мешочка с песком вдаль левой рукой (м) | Мальчики | 2,0—3,5 | 2,5—4,0 | 3,5—5,5 |
Девочки | 2,0—3,0 | 2,5—3,5 | 3,0—5,0 | |
Продолжительность бега в медленном темпе (мин) | Мальчики | 0,5–1,0 | 1,0–1,5 | 1,5–2,0 |
Девочки | 0,5–1,0 | 1,0–1,5 | 1,5–2,0 |