Социокультурная ситуация в Республике Беларусь
Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь может быть проведен с использованием термина "модернизация". Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе от стабильного, традиционного общества к индустриальному и в перспективе постиндустриальному типу. По утверждению философа образования Н.И. Латыша модернизация – это переход от традиционного общества к современному, от аграрного – к индустриальному, от общества, которое обновляется на основе традиций, статичного идеала, – к динамическому. Динамическому обществу свойственно постоянное изменение: повышение эффективности процесса функционирования, развитие способностей личности к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса.
Сегодня перед республикой стоит задача не только технического перевооружения ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, но и необходимость создания принципиально нового народнохозяйственного комплекса, обеспечивающего экономические и социокультурные условия развития страны.
На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход от:
а) тоталитарного общества к демократическому;
б) статического состояния к обновлению общества, и, в будущем, к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;
в) от революционного развития к эволюционному;
г) от мировоззренческого единства к плюрализму;
д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.
При этом, социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу, которому присуще разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, разнообразие жизненных укладов и образов мышления. Впервые в современной истории человечества процесс развития всех сфер общественной жизни становится неотъемлемой характеристикой общества. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию, а не оглядываться на прежние традиции. Личностный динамизм, изменчивость, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию становятся залогом общественного развития.
Таким образом, направление социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.
СХЕМА 2
Важнейшие мировые социокультурные тенденции: 1) смена типа культурно-исторического наследования; 2) переход от научного познания к культуре; 3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм; 4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы; 5) установка на национально-культурную и экономическую регионализацию. | Глобальные проблемы человечества: - разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы; - истощение материально-сырьевых ресурсов планеты; - демографический взрыв и проблема продовольствия; - опасная для человечества гонка вооружений; - кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества; - кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира. |
оказывают влияние на предъявляют
а именно: 1) формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности; 3) рост культурного плюрализма и самобытности; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта | Определяют | новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности. |
образование в стране,
Социокультурную ситуацию в стране, которая характеризуется переходом: - от тоталитарного общества к демократическому; - от стабильного общества к динамическому; - от революционного развития к эволюционному; - от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному; - от мировоззренческого единства к плюрализму. |
Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования |