Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.

Специфика современной религиозной ситуации в Беларуси заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы. Религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х гг.

Активизируя свою деятельность, религиозные организации стремятся распространять свое влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства, приводит к усилению конкуренции между конфессиями. Таким образом, в настоящее время конфессиональные структуры действительно превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике, с которыми приходится считаться органам власти. Поэтому неслучайно в республике имеют место попытки представителей политической элиты использовать авторитет духовных лидеров в своих интересах, а с другой стороны – наблюдаются соответствующие усилия религиозных организаций.

Сегодняшний интерес к сфере религии в Беларуси без преувеличения можно назвать насущной необходимостью, которая сформирована современными культурными и политическими реалиями. Последние определяют два аспекта описания и понимания религиозной ситуации в нашей стране.

Во-первых, имеются в виду внутренние качественно-количественные характеристики религиозного поля Беларуси: уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих и др.), динамика религиозности и т. д.

Во-вторых, следует обратить внимание на фоновые характеристики, т. е. те, которые позволяют поставить внутренние характеристики отечественной религиозности в контекст общеевропейской и общемировой ситуации. Обращение к общему социокультурному фону позволяет расширить возможность в оценке и понимании некоторых, уже ставших стандартными, свойств религиозной ситуации в Беларуси.

Прояснение указанных двух аспектов дает адекватное представление о религиозном поле, а также возможность субъекту социального управления (при учете ситуации) планировать свои шаги.

Количество неверующих за период с 1994 г. до настоящего времени колеблется в пределах 9–13%. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих пополняются из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10–15%) людей с генетической предрасположенностью к вере или атеизму.

Существует несколько причин роста уровня религиозности как в Беларуси так и на всем постсоветском пространстве:

1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства.

2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части культурного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа.

3. Легализация деятельности религиозных организаций, которые занимаются благотворительностью, религиозной пропагандой; издательской деятельностью, проводят культурные и просветительские акции и т. п.

4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания.

5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы).

6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода деприваций).

Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными учеными в 60-х гг. XX в.: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека – секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40% опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужениях) только 19,5% православных, не посещают вовсе – 14,8%; участвуют в обрядах и таинствах – 18,1%, не принимают участия – 24,1%. Для католиков эти показатели следующие: регулярно посещают богослужения 44,7%, не посещают – 1,3%; участвуют в обрядах – 37,3%, не участвуют – 9,3%. Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93,6%, не совершают – 0,0%; участвуют в обрядах и таинствах – 87,3%, не участвуют – 3,5%.

Интересно сравнить эти данные с немногочисленной, но традиционной для Беларуси группой мусульман: регулярно посещают мечеть 28,3%, не посещают вовсе – 5,1%; совершают обряды – 33,3%, не совершают – 9,1%. Эти цифры некоторые аналитики объясняют тем, что православие воспринимается его адептами скорее как идеология (что предполагает вторичность значимости ритуала), а верующими других конфессий их религия воспринимается как способ духовной самореализации, как схема синтеза идеи и поведения. К глубоко верующим отнесли себя 4,2% православных, 10,2% католиков, 75% баптистов. Регулярно молятся 13% православных, около 18% католиков и 85,7% протестантов.

Из общего числа опрошенных более 12% не допускают ситуации, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верующих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79%).

Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верующих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25% православных и 38% католиков, но более 90% протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ.

Характер религиозности населения Беларуси описывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности проявления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов [5, c. 168–172].

Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2014 г. составила более 3,4 тыс. [6]

Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следующей: к православию себя относят около 80% верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) – 10–15%, к протестантизму (включая «христиан в целом») – 2%, к другим конфессиям – около 4% (включая 0,2% иудеев и 0,2% мусульман).

Группа «другие конфессии» внутри себя очень разнообразна. Для описания ее можно разделить на две составляющие: традиционные для Беларуси конфессии (иудеи, мусульмане) и новые (нетрадиционные) религиозные и псевдорелигиозные учения и культы.

«Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 г.). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих около 75% опрошенных). Число религиозных общин в западных областях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси – религия в 2,3 раза играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов» [7, c. 16].

По национальному составу среди основных конфессий (православие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83,3%, 56,4%, 73,8% соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40%).

Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60% жителей Беларуси. Каждый пятый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13% таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты).

В религиозном поле Беларуси, хоть и в небольшом количестве, но появились, как говорили раньше, «чуждые элементы» – чуждые традиционным культурным ценностям белорусского народа. Прежде всего, это касается некоторых новых религий (особенно восточных культов и неопротестантских учений). При всей нашей толерантности необходимо признать, что возникает определенная угроза духовному и нравственному порядку (традиции), который исторически сформировался и не позволил исчезнуть белорусскому этносу как самобытному и самостоятельному (самодостаточному) субъекту мировой истории.

Динамика религиозности – еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи констатируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х гг.), чему способствовало ослабление, а затем и крушение формальных и неформальных норм атеистической идеологии в Советском Союзе.

Важнейшими характеристиками динамики религиозности, естественно, выступают количественно-временные изменения уровня религиозности населения и в целом религиозного поля. Приведем эти изменения:

1. Значительно увеличилось количество верующих и сократилось число неверующих и атеистов.

2. Более чем в три раза увеличилось число официально зарегистрированных конфессий – с 8 в 1986 г. до 26 в 2008 г. Отметим, что сегодня зафиксирована стабилизация религиозного разнообразия в Беларуси (своеобразный источник новых религиозных предложений практически иссяк во второй половине 1990-х гг.).

3. В несколько раз возросло количество религиозных изданий: практически каждая конфессия занимается издательской деятельностью; многие конфессии выпускают несколько наименований своих периодических изданий (газеты, журналы). На частных и государственных теле- и радиоканалах появились религиозные программы.

4. Увеличилась интенсивность взаимодействия религиозных институтов с государственными органами и светскими организациями в сфере образования, здравоохранения, с силовыми структурами и т. д.

5. Постоянно увеличивается число религиозных организаций.

Приведенные данные описывают внутреннее содержание отечественного религиозного поля: его масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику и т. п.

Процесс глобализации, который стал неотъемлемой частью современной истории, дает повод задуматься о роли и ценности религиозной традиции в самосохранении культуры и этноса. Принципиальная демократическая установка на равенство должна предполагать учет веками складывавшихся устоев жизни (прежде всего ценностно-нормативных) данного народа, учет значимости той или иной религиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития, что вызывает ярое неприятие отечественных критиков внесенных в 2002 г. поправок в Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Глобализация как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, то существенно отличаются по внутренним».

События конца XX – начала XXI в. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападную позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к «гуманитарной интервенции», к перекройке мира в соответствии со своими интересами, но под предлогом защиты обижаемых. В этой ситуации возникает насущная проблема сохранения межконфессионального мира в Беларуси, разработки основ объединяющей идеологии.

31 октября 2002 г. вступил в действие с новыми поправками Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (прежний вариант Закона действовал с 1992 г.) [8]. Закон развивает нормы и принципы статьи 16 Конституции Республики Беларусь.

Закон состоит из 40 статей, объединенных в 5 глав.

Глава 1 «Общие положения» содержит определения основных терминов и понятий, которыми оперирует данный Закон: религия, вероисповедание, богослужение, религиозные обряды, религиозные ритуалы и церемонии, религиозный культ, культовое имущество, священнослужитель, паломничество, религиозная деятельность, граждане.

В статьях этой главы закреплены:

– право на свободу совести: «Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений» (ст. 4);

– право на свободу вероисповедания: «...право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними...»; «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций» (ст. 5);

– равноправие религий и запрет на установление религиозной идеологии «в качестве обязательной для граждан» (ст. 6);

– равноправие граждан перед законом «независимо от их отношения к религии» (ст. 7);

– принципы взаимодействия государства и религии: взаимодействия строятся с учетом влияния религиозных организаций «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа»; государство способствует установлению веротерпимости; запрещается использовать государственную символику в местах богослужений;

– светский характер национальной системы образования;

– статус и полномочия образуемого Президентом Республики Беларусь органа государственного управления по делам религий.

Глава 2 «Религиозные организации в Республике Беларусь», в которой определяются формы религиозных организаций и оговариваются процедуры их функционирования. Признаками религиозной организации признаются: «вероисповедание; разработанная культовая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и воспитание своих последователей» (ст. 13).

Формы религиозных организаций: религиозная община (добровольное объединение граждан Беларуси) и религиозное объединение (союз религиозных общин). Условия признания религиозной общины: объединение в пределах одного или нескольких населенных пунктов не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18 лет и являющихся единоверцами. Условия признания религиозного объединения: объединение не менее 10 религиозных общин, «из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет» (ст. 15).

«Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации» (ст. 16). В законе оговариваются условия регистрации и отказа в регистрации религиозной организации.

Указаны условия ликвидации религиозной организации: например, «осуществление деятельности, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды и розни, унижения национальной чести и достоинства» и «осуществление деятельности, сопряженной с нарушением Прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности» (ст. 23).

При создании и осуществлении деятельности религиозных организаций может проводиться государственная религиоведческая экспертиза.

Глава 3 «Права и условия деятельности религиозных организаций» рассматривает:

– правила проведения богослужений и религиозных церемоний: в частности, они беспрепятственно проходят в культовых зданиях, разрешено их проведение по месту жительства верующего (при соблюдении правил общежития и несистематического их характера); разрешено отправление религиозных обрядов и богослужений по просьбе лиц, находящихся в медучреждениях, местах предварительного заключения и отбывания наказания;

– «порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе» (ст. 25);

– право религиозных организаций на производство, приобретение и распространение религиозной печатной, аудио- и видеоинформации (ввозимые в республику материалы – книги, видео- и аудиокассеты и т. п. – подлежат религиоведческой экспертизе);

– условия проведения благотворительной, информационной и образовательной деятельности;

– условия реализации международных связей и контактов: в частности, отмечается, что иностранные граждане и лица без гражданства «имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь» (ст. 29);

– право религиозных организаций на собственность.

Глава 4 «Регулирование трудовых и связанных с ними отношений в религиозных организациях». Данная глава распространяет действие республиканского законодательства о труде на трудовые отношения в религиозных организациях. Священнослужители и работники религиозных организаций «подлежат социальному обеспечению и обязательному государственному социальному страхованию...» (ст. 35).

Глава 5 «Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях». Устанавливает принципы и формы контроля за соблюдением законодательства в сфере свободы совести. Контролирующие органы вправе письменно предупреждать, приостанавливать деятельность, привлекать к суду те религиозные организации, которые нарушают действующее законодательство. К таким нарушениям, в частности, относятся: «создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, а также в образовательных учреждениях; вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей... осквернение почитаемых в религии предметов, культовых сооружений, мест паломничества и захоронений; нарушение тайны исповеди...» (ст. 39).

Последняя 40-я статья Закона гласит: «если международным договором, заключенным Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Давая общую оценку и характеристику данному Закону, необходимо отметить следующее. В Законе получила конкретизацию конституционная норма статьи 16 об учете культурно-исторической роли конкретных конфессий, которые существуют в Беларуси. В преамбуле признается «определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси; неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама...».

Изменения и дополнения коснулись многих аспектов. Укажем лишь некоторые: ужесточены условия и процедура государственной регистрации религиозных организаций – общин и объединений (статьи 14-22); уточнены условия ликвидации религиозной организации (ст. 23); расширены полномочия органа государственного управления по делам религий (ст. 11); введена в практику процедура государственной религиоведческой экспертизы (статьи 22 и 26); конкретизированы условия проведения богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Неизменными остались: гарантия свободы совести и вероисповедания; равенство граждан перед законом (независимо от отношения к религии и конфессиональной принадлежности); светский характер государства и образования; запрет на участие религиозных организаций в деятельности политических партий и объединений; статус религиозной организации как юридического лица и права собственности; право священнослужителей и иных граждан, работающих в религиозной организации, на социальное обеспечение и страхование.

Принятие Закона позволило белорусскому государству и его институтам, в соответствии с европейской традицией дифференциации культурно-исторического статуса религиозных конфессий, начать процесс выбора религиозных партнеров для реализации некоторых своих программ и задач. Первой в такой процесс вошла Белорусская Православная Церковь (БПЦ), когда 18 февраля 2003 г. было заключено «Соглашение о сотрудничестве между пограничными войсками Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью». 12 июня 2003 г. заключено «Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью», в котором содержатся следующие принципиальные положения:

Исходные признания каждой из сторон относительно другой. Эти признания задают принципы дальнейшего взаимодействия сторон. Например, государство признает, что БПЦ «является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа» (ст. 1).

БПЦ же признает, что «государство является гарантом сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа...» и «отношение к государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность...» (ст. 2).

Обозначены приоритетные направления сотрудничества государства и БПЦ: «общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды» (ст. 3). Сотрудничество реализуется в рамках совместных программ.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Гараджа, В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В. И. Гараджа. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 239 с.

2. Филатова, О. Г. Социология религии : конспект лекций / О. Г. Филатова. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 64 с.

3. Кулаков, А. Е. Религии мира / А. Е. Кулаков. – Москва : Изд-во ACT, 1996. – 429 с.

4. Новикова, Л. Г. Религиозность Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект / Л. Г. Новикова. – Минск : БТН-информ, 2001. – 132 с.

5. Безнюк, Д. К. Социология религии : пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-23 01 05 «Социология» / Д. К. Безнюк. – Минск : БГУ, 2009. – 191 с.

6. Belarus.by. Официальный сайт Республики Беларусь / Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion / Дата доступа: 08.01.2015.

7. Авсиевич, М. Т. Религия в условиях социальных перемен в Беларуси : метод. пособие / М. Т. Авсиевич, Л. Е. Земляков, П. Н. Савостена. / М-во образования Респ. Беларусь – Минск : Акад. последиплом. образования, 1999. – 59 с.

8. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХІІ (в ред. от 22.12.2011 г. № 328-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2002. – № 123, 2/886.

9. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью // Методическое объединение православных библиотекарей Беларуси // Режим доступа: http://biblioteka-hram.by/dokumenty-belorusskogo-ekzarxata/soglashenie-o-sotrudnichestve-mezhdu-respublikoj-belarus-i-belorusskoj-pravoslavnoj-cerkovyu.html. – Дата доступа: 09.04.2015

Лекция 6

Возможности эмпирического

Наши рекомендации