Технологическая карта урока 61 Представление результатов творческой самостоятельной работы
Педагогическая цель | Создать условия для представления результатов домашней творческой самостоятельной работы; принятия оценки своего ответа и высказывания в устной форме оценки одноклассника по соответствию содержания ответа заданию и исполнения выступления |
Тип урока | Презентация |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной речи; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний |
Личностные результаты | Понимают значение границ собственного знания и «незнания», осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации с использованием дополнительной литературы, используют знаково-символические средства для решения задания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими |
Основное содержание темы, понятия и термины | Презентация, виды презентаций; правила презентации, поведения присутствующих на презентации, оценивания представленной работы |
Образовательные ресурсы | Интернет-сайт: http://udeli-vnimanie.ru |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Представление результатов творческой самостоятельной работы. 1. Беседа «Семья» | Фронтальная, индивидуальная, групповая; беседа; словесный, практический | Учитель читает стихотворение: Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители – во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! | Отвечают на вопросы: | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, высказывая свою точку зрения, делают выводы, слушают, не перебивая, сверстников, принимают иное мнение по обсуждаемой проблеме |
Продолжение табл.
Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле?! – Что для каждого из вас означает слово «семья»? Учитель фиксирует ответы учащихся на доске. – Подумайте и ответьте на очень сложный вопрос: поскольку составляющие семьи настолько сложны, возможно ли необдуманное создание семьи? – А что для создания крепкой, здоровой и дружной семьи необходимо? | – Семья – уютный дом и люди (члены семьи – родители и де-ти), живущие и ведущие совместно хозяйство на основе, взаимоуважения, взаимопонимания, любви, согласия, заботы друг о друге. Семья предполагает соблюдение определенных обязательств друг перед другом. – Нет. – Здоровые в физическом и пси- хическом плане мужчина и |
Продолжение табл.
– Сегодня на уроке каждый из вас представит результат домашней творческой самостоятельной работы на тему «Я и моя семья». Такой вид работы еще называют «презентацией», то есть коротким выступлением по заданной теме с применением различных средств отображения информации: рисунка, лепки, показа сценок, демонстраций слайдового материала. Вы сможете соотнести свои результаты труда с результатами труда других учащихся. – Каждая выполненная работа должна быть оценена как самим учащимся, так и классом. Выработаем критерии оценивания. Учитель разбивает класс на 4–5 групп (если в классе 25 человек – по 5 учащихся в группе; если 20 человек – по 4 учащихся). | женщина, наличие между ними любви, понимания, уважения, поддержки друг друга, четкое осознание своей роли в семье, обязанностей по отношению к членам семьи, хорошее и стабильное материальное благополучие. Обсуждают и предлагают в группах критерии оценивания: |
Продолжение табл.
– При проведении презентации необходимо придерживаться определенных правил. Давайте их обсудим | степень проявления самостоя-тельности при выполнении работы (самостоятельно, при помощи взрослого, взрослым); при- менение творческого подхода к работе; интересный рассказ о семье; лаконичность изложения презентационного материала. Обсуждают и предлагают в группах правила во время проведения презентации (правила для выступающих: при представлении результата творческой самостоятельной работы выходить к доске; |
Продолжение табл.
четко соблюдать регламент выступления; говорить внятно, громко; по существу отвечать на вопросы; правила для слушателей: внимательно слушать и смотреть, не перебивая ученика, презентующего свою работу; вопросы по выступлению задавать в порядке очередности, которую устанавливает учитель после презентации; уточняющие вопросы задавать по существу | |||||
2. Презентация на тему «Я и моя семья» | Фронтальная, индивидуальная; рассказ, беседа; | План построения рассказа2: 1) Указать фамилию семьи. 2) Назвать членов семьи. 3) Указать место работы, кем работают взрослые члены семьи, где учатся дети | Рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ рисунками; дают оценку | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают | Индивидуальный. Представление результата домашней творческой самостоятельной |
Продолжение табл.
с опорой на рисунок | словесный, наглядно- демонстра- ционный | 4) Обозначить отношения членов семьи друг к другу. 5) Перечислить обязанности членов семьи по дому. 6) Указать интересы, увлечения. 7) Высказать свое отношение к членам семьи. Образец рассказа (примерный). Меня зовут (конкретно указывается имя и фамилия ребенка). Наша семья – (конкретно перечисляются все члены семьи). Папа работает (конкретно указывается место работы), он – (конкретно указывается профессия) и т. п. Папа с мамой любят и уважают друг друга, с нежностью относятся друг к другу. Родители ко мне относятся с любовью, пониманием и уважением. Я тоже люблю своих папу и маму. Папа – глава семьи, он зарабатывает деньги, решает важные семейные вопросы, является опорой для всей семьи, в свободное время помогает маме по хозяйству. Мама следит за мной, поддерживает порядок в доме, вкусно готовит. Я ухаживаю за домашними животными, помогаю маме вести домашнее хозяйство. Наша семья очень любит активный отдых: зимой – кататься на санках и коньках, летом – плавать, играть в мяч и бадминтон, кататься на велосипеде. Папа коллекционирует маленькие машинки. Мама занимается разведением цветов. Я коллекционирую открытки | представленной работе (сам учащийся, класс) | рисунки о семье, анализируют, дают оценку презентационной работе сверстников, соблюдают правила поведения на презен- тации | работы на тему «Я и моя семья» с опорой на ри- сунок |
Продолжение табл.
Наша семья – дружная. Учитель задает вопросы3, направленные на рефлексию представленной учеником работы: – Как ты считаешь, насколько хорошо ты справился с работой? – Сложно ли тебе было выполнять творческую самостоятельную работу? – Что помогло тебе выполнить задание? – Что не получилось? Почему? | Отвечают на вопросы | ||||
Физкультминутка4 | Коллективная. Практический | Учитель произносит слова, учащиеся шагают в ритме стихотворения: Раз, два, три, четыре! Три, четыре, раз, два! Это кто шагает в ряд? Это дружный наш отряд. Кто устал? Не унывай! Кто отстал? Не отставай! Кто идти захочет с нами, Нашу песню запевай! | Выполняют движения физкультминутки | ||
3. Презентация на тему «Я и моя семья» с исполь-зованием кукол | Фронтальная, индивидуальная; рассказ; словесный, наглядно-демонстрационный | Учащиеся сопровождают рассказ о семье куклами пальчикового театра. Для этого изготав- ливают элементарные атрибуты из пластмас- совых оснований киндер-сюрприза членов семьи, надевают на пальцы рук (папа – большой палец, мама – средний палец, ребенок – безымянный или мизинец) | Рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ рисунками; дают оценку представленной работе (сам учащийся, класс) | Внимательно слушают, рас- сматривают рисунки о семье, анализируют, дают оценку презентационной работе сверстни- | Индивидуальный. Представление результата домашней творческой самостоятельной работы на тему «Я и моя семья» с использованием кукол |
Продолжение табл.
пальчикового театра | папа мама ребенок | ков, соблюдают правила поведения на презентации | пальчикового театра | ||
4. Презентация на тему «Я и моя семья» с использованием скульптур малых форм, вылепленных из пластич- ного материала | Фронтальная, индивидуальная; рассказ; словесный, наглядно-демонстрационный | Учащиеся сопровождают рассказ о семье скульптурами малых форм, вылепленными из пластичного материала. Для этого лепят из пластилина, глины, соленого теста членов семьи. | Рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ рисунками; дают оценку представленной работе (сам учащийся, класс) | Внимательно слушают, рас- сматривают рисунки о семье, анализируют, дают оценку презентационной работе сверстников, соблюдают правила поведения на презентации | Индивидуальный. Представление результата домашней творческой самостоятельной работы на тему «Я и моя семья» с использованием скульптур малых форм, вылепленных из пластичного материала |
5. Презентация на тему «Я и моя | Фронтальная, индивидуальная; рассказ; | Учащиеся сопровождают рассказ о семье фотографиями из семейного архива (слайдами с фотографиями в сопровождении коротких стихотворных строк) | Рассказывают о своей семье, сопровождая рассказ | Внимательно слушают, рас- сматривают семейные фотогра- | Индивидуальный. Представление результата домашней творческой |
Продолжение табл.
семья» с опорой на фото-графии из семейного архива | словесный, наглядно- демонстра-ционный | Пример: Ученик. Родные лица, важные события Альбом семейный бережно хранит. И каждый снимок – новое открытие, И каждая страница – говорит… 1-й слайд. На фотографии – вся семья. Наша дружная семья: Мама, папа, брат (сестра) и я. 2-й слайд. На фотографии – папа. Мой папа – лучше всех на свете! Он образец у нас во всем! 3-й слайд. На фотографии – мама. С фотографии мама улыбается мне. Молода и красива, так и светится счастьем. 4-й слайд. На фотографии – сестра (брат). Нет в мире человека Ценнее и дороже, Чем милая сестренка (милый мой братишка)! Как мы с тобой похожи! 5-й слайд. На фотографии – я. Мама, папа, в центре я – Превосходная семья! 6-й слайд. На фотографии – дедушка. С дедушкой люблю играть, Мы с ним можем рисовать, | рисунками; дают оценку представленной работе (сам учащийся, класс) | фии, анализируют, дают оценку презентацион-ной работе сверстников, соблюдают правила поведения на презентации | самостоятельной работы на тему «Я и моя семья» с опорой на фотографии из семейного архива |
Продолжение табл.
Петь, читать, катать Камаз, Мой дедуля – высший класс! 7-й слайд. На фотографии – бабушка. Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Она во всех затеях со мною заодно. Ученик. Листая семейный альбом, так здорово к памяти вернуться и вспомнить родные лица | |||||
III. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что делали на уроке? – Какие умения и навыки помогли вам выполнить домашнюю самостоятельную работу? – Внимательно слушая своих товарищей, каждый из вас для себя, наверное, отметил, что данную работу можно было выполнить более качественно, подойти более творчески. Но для этого, друзья, | Отвечают на вопросы: – Представляли результаты до- машней творческой самостоятельной работы. – Справиться с работой помогли навыки работы карандашом, пластилином, с дополнительными источниками информации | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.