IV. Игры на принятие совместных конструктивных решений в конфликтных ситуациях
Игра «Стол переговоров»
Цель: формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях.
Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изучении участниками методов принятия коллективных решений в конфликтных ситуациях и связанных с этим проблем.
Исходное положение участников: участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.
Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья). Этапов может быть и больше (вплоть до принятия окончательного решения).
Каждая группа отстаивает ту игровую цель, которая написана на их карточке (четыре цели выделенного текста на четыре группы). Кроме того из каждой группы, мы делегируем по одному человеку с индивидуальными целями (четыре последних цели не выделенного текста). Эти цели не разглашаются. О них знают только эти игроки. Эти игроки присутствуют на всех переговорах, тогда как вторых участников команд, отстаивающих основную цель, каждая игровая группа может на каждом этапе менять.
Группы не должны знать об игровых целях соседей. Это выявляется уже по ходу переговоров.
ДЛЯ ВЕДУЩЕГО: Каждая группа должна добиться реализации своей цели. Каждый ролевой участник с индивидуальной целью также должен добиться своей цели. Никто не должен остаться на острове. Все должны быть живы. Это правило не распространяется лишь на игрока с игровой целью № 6. Но эту роль ведущий может и не вводить.
При небольшом количестве участников (когда участников хватает, только на роли) деление на группы производить не надо. Каждый участник выполняет свою роль, отвечая только за себя. Между этапами переговоров в этом случае дается 1-2 минуты отдыха.
Время каждого этапа обсуждения внутри группы– 3 минуты.
Время каждого этапа переговоров – 5 минут. Это время можно сокращать и до трех минут (по обстоятельствам). Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».
Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформулировать тренеру общее решение. Если решение не будет объявлено тренеру, по установке игры считается, что все участники погибают.
Задание каждой группе (дается каждой группе тайно от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учитывающее игровую цель группы.
Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение, и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове.
Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью. Тренер организует обсуждение игры по следующим вопросам:
Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?
Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?
Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?
Как вели себя участники во время «стола переговоров»?
Какие трудности испытывали при выработке общего решения?
Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участникам придти к общему решению?)
Как надо принимать коллективные решения?
Какой опыт вынесли из игры?
Рефлексия.
Игровые цели:
1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.
2. Вы считаете, что необходимо построить дом.
3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами.
4. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.
5. Вы считаете, что надо отдохнуть на острове, вдали от цивилизации.
6. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.
Эта роль спорная. Если ее вводить, то группа может принимать решения не единогласно.
7. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.
8. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому всем надо молиться.
Игра «Кораблекрушение»
Цели: 1. Выявление конфликтных зон в группе; 2. Развитие навыков принятия совместных решений членами группы в экстремальных ситуациях.
Комментарий
Представьте себе, что вы всей группой отправились в круиз по Средиземному морю. Но Ваш пассажирский лайнер потерпел кораблекрушение. В любой момент пароход может затонуть. Вы спускаетесь в шлюпку (на плот) и у Вас есть возможность захватить с собой необходимые предметы.
Выбрать предметы необходимо в порядке убывания значимости.
Из них можно взять только – 7 самых необходимых.
Каждый должен предложить только двух участников, кого он считает надо спасти обязательно. Аргументация выбора обязательна. Группа должна принять решение о погрузке на спасательный плот пассажиров в порядке необходимости спасти (очередности). При этом надо определить 1-2-3 или более лиц, кто останется без плота.
Время решения выхода из ситуации ограничить до 7 – 10 минут.
Перечень предметов (можно взять лишь 7 предметов)
1. Секстант;
2. Бинокль;
3. Полиэтиленовая пленка – 4 кв.м.;
4. Спички (1 коробка);
5. Барометр;
6. Канат (10 метров);
7. Зеркало (10 х 10 см.);
8. Топор;
9. Ружье и 5 патронов;
10. Ящик галетного печенья;
11. Спирт – 2-х литровая бутыль;
12. Две пустых пластиковых пятилитровых бутыли;
13. Лом;
14. Рыболовецкая сеть;
15. Удочка;
16. Плот на 10 (5) человек; 2 – 5 человек должны остаться за бортом;
17. Пустая канистра на 10 литров;
18. Радиоприемник на батарейках;
19. Сапоги (по числу участников);
20. Одеяло шерстяное;
21. Нож;
22. Планшет с письменными принадлежностями (тетрадь, ручка);
23. Увеличительное стекло;
24. Бутылка уксуса - 0,5 литра;
25. Багор;
36. Плащ-палатка;
37. Фонарь;
38. Карта морей и океанов.
Список литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для студентов вузов. М.: Инфра-М., 1999. – 438 с.
2. Бегмет К.В., Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт в педагогической деятельности. М.: Наука, 1998. – 344 с.
3. Беззубко Л.В., Зюнькин А.Г., Калина А.В. Управление трудовыми конфликтами. К.: МАУП, 2004. – 256 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. К.: Наукова думка, 2009. - 394 с.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, изд. НГУ, 1989. - 376 с.
6. Ващенко И.В., Тюрина В.А. Конфликты и управленческая деятельность. Харьков, изд. ХГУ, 1999. - 322 с.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта: Монография серии «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
8. Дена Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.: Питер, 1994. – 283 с.
9. Добсон Т., Миллер В., Айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций. К: Вища школа, 1999. - 255 с.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
11. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Наука, 1996. – 366 с.
12. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. К.: МАУП, 1999. – 294 с.
13. Кармин А.С., Аллахвердова О.В., Викторов В.И. и др. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Питер, 1999. – 448 с.
14. Ковалев В.Н. Ресурсный анализ межличностного конфликта// Социальная работа в Украине: теория и практика, №3, 2004, С.100 - 109.
15. Ковалев В.Н. Комплексный картографический анализ конфликтов // Горизонты образования, №1, 2003., С. 96 - 107.
16. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 72 с.
17. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по курсу «Основы конфликтологии». Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006. – 76 с.
18. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. К.: Наукова думка, 2006. - 344 с.
19. Литвак М.Е. Психологическое айки-до. Ростов/Дон: Феникс, 1989. - 86 с.
20. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. К.: МАУП, 2009. - 256 с.
21. Скотт Д.Г. Сила ума. Анализ и разрешение конфликтов. М.: Инфра, 2003. – 542 с.
22. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. М.: Мир, 2008. - 320 с.
23. Фишер Р., Юри У. Пути к согласию или переговоры без поражения. – М.: Просвещение, 1990. - 194 с.
24. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. М.: Академия, 2009. – 304 с.
25. Черняк Т.В. Конфликты в организации и технология их разрешения. Новосибирск: Восток, 1998. - 292 с.
26. Шепель В.М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их разрешение. М.: Профиздат, 1972.- 306 с.
27. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути их устранения. Брест, изд. БИУУ, 1992. - 250 с.
28. Юри У. Преодоление «нет» или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993. - 244 с.