Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника характеристика
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный педагогический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Киров – 1998
Составитель: И.В. Лавровская, старший преподаватель КГПИ им. В.И. Ленина
Ответственный редактор: Л.И. Белозерова – кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии КГПИ им. В.И. Ленина
Рецензенты: В.Н. Гоголев – кандидат психологических наук КГПИ им. В.И. Ленина
Н.М. Капустина – кандидат педагогических наук, КГПИ им. В.И. Ленина, зав. кафедрой педагогики
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Введение
Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника.
Школьному психологу, а также студенту – практиканту следует начать свою работу с установления контакта с классным руководителем.
Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода.
Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является психологическое наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы, Школьный психолог — практикант ведет дневник наблюдения за учеником, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляется характеристика учащегося;
Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение личности, необходимо использовать разнообразные методы изучения. Кроме наблюдения к ним относятся:
1. Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т. д. Беседы с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку. Беседы с классным руководителем и другими учителями об ученике. Беседы с его родителями.
2. Метод обобщенных характеристик.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Метод изучения объективных результатов деятельности учащегося.
5. Анкетирование.
6. Социометрия.
Характеристика должна носить не описательный, а аргументированный характер. В характеристике не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых, Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика. Написать характеристику — это значит:
а) установить внутреннюю связь и зависимость этих особенностей от условий жизни и воспитания ребенка;
б) показать, как они проявляются в поведении школьника;
в), выделить ведущие, т. е. главные и наиболее устойчивые особенности;
г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником.
Психолого-педагогическая характеристика школьника оформляется в Отдельной тетради и обязательно содержит, помимо текста характеристики, приложения (к приложениям относятся протоколы всех методик и дневник наблюдения за учеником). (Приложение № 7).
Текст характеристики включает 13 разделов, подробное описание которых дано в следующем параграфе. Здесь же мы дадим только перечень методов, на основе которых может быть написан каждый раздел.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ
Методы: 1. Изучение личного дела учащегося.
2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося.
II.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Методы: 1. Беседа со школьным фельдшером или медсестрой.
2. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам по таблице
(См. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплуновнч И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов М„ 1988.С. 134—136).
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Методы: 1. Посещение семьи, беседа с родителями.
2. Беседа с классным руководителем.
3. Методика «Мои близкие».
IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК
Методы: 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости класса пo школьному журналу.
2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях,
3. Беседа с классным руководителем, учителями – предметниками.
V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ
Методы: 1. Анализ общей успеваемости по журналу.
2. Наблюдение за выполнением общественного поручения, за стилем общения, за реакциями на оценки, за соблюдением дисциплины.
3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями.
4. Социометрия.
5. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников.
VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Анализ активности ученика при проведении политинформации, на уроках.
2. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предметам.
3. Беседа с учеником на политические и нравственные темы, о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т. д.
4. Определение уровня нравственной воспитанности школьника по шкале.
5. Оценка степени развития нравственного самосознания по предлагаемой шкале.
6. Наблюдение за проявлением коллективистической или индивидуалистической направленности по приведенной программе.
7. Оценка уровня развития трудолюбия по предлагаемой шкале.
8. Методика изучения, мотивов учебной деятельности.
9. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».
10. Методика «Как поступить?»
11. Изучение направленности школьника в экспериментальной ситуации.
12. Анкета интересов.
13. Опросник «ДДО-М»
VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА
Методы: 1. Наблюдение за проявлением скромности (высокомерия) но приведенной программе.
2. Методика изучения уровня притязаний в учебной деятельности.
3. Методика изучения самооценки.
VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗТИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Анализ устных ответов и письменных работ ученика.
2. Наблюдение за способами самоорганизации учебной деятельности.
3. Беседа с учеником о затруднениях в учебе, о рациональных приемах организации учебы.
4. Методики изучения внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи.
IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА
Методы: 1. Наблюдение за учеником в ситуациях, вызвавших эмоциональную реакцию;
2. Беседа с учителями, родителями, друзьями ученика.
X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
Методы: 1, Наблюдение за особенностями поведения ученика, в том числе по приведенной для некоторых черт программе (выдержка, настойчивость);
XI. ТЕМПЕРАМЕНТ
Методы: 1. Наблюдение за жизненными проявлениями свойств темперамента по приведенной программе.
2. Самооценка темперамента.
XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Методы: 1. Наблюдение; сопоставление результатов наблюдения с приведенным описанием возможных акцентуаций характера.
XIII. ВЫВОДЫ
Заключительная часть характеристики пишется на основе материалов, характеризующих историю развития школьника, полученных из бесед с родителями и классным руководителем. Заключительная часть должна быть краткой, хороша аргументированной и показывать динамику развития личности ученика. Она должна «проектировать личность» и указывать, что следует развивать, что сглаживать, а что искоренять в структуре личности школьника. В тех случаях, когда ученик требует к себе особого внимания, заключительная часть может быть более подробной.
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА ХАРАКТЕРИСТИКА
на____________________________________________ ученика (цу)________________ класса
школы №______________г. (района)№________________ за период с_________ по ________
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:
Возраст, пионер или комсомолец, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?
Внешний вид (словесный портрет).
II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. состояние органов зрения.
2. Рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
1. Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессия, образование, место работы и должность взрослых членов семьи.
2. Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т. д.).
3. Материальная обеспеченность семьи.
4. Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатий, дружелюбия, согласия и т. д.).
5. Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т. п.)
6. Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т. д.).
IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.
1. Количественный и половой состав.
2. Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.
V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ
1. Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, какие общественные поручения выполняют?).
2. Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет.?).
3. Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).
4. Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).
5. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно?).
6. Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?
7. Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).
8. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).
VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
1. Степень сформированности идейно-политической направленности личности (проявляет ли интерес к политическим событиям в стране, к периодической печати, к остро дискуссионным молодежным телепередачам? Глубина и широта информированности по политическим вопросам. Сформированность личностной позиции),
2. Преобладает индивидуалистическая или коллективистическая направленность?
3. Нравственные убеждения ученика (например, его представление честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте и т. д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведение и самовоспитание).
4. Отношение к труду (общественно-полезный труд и школе и дома, уроки труда). Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
5. Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношении. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет) ?
6. Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор; Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость) ? Положительно или отрицательно влияют не учебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.
7. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (Наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).
VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА
1. Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.
2. Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.
VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА-
1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).
2. Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (иными словами, сформирование ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опишите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
а) Характеризуя устойчивость, следует, во-первых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. ... В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.
б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается па незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.
в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности, Приведите примеры проявления этого качества.
г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (например, от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию); Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов темперамента (флегматики, меланхолики).
3. Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).
4. Особенности памяти (Скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической памяти. Сравнительное развитие образной и словесно-логической памяти. Владение рациональными приемами заучивания).
а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило и т. д. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.
б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученный несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.
в) характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки и т. д.
г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы Памяти. Тип памяти определяется по наиболее оптимальному для данного человека способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.
д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует например, легкость заучивания цифрового материала, стихотворений, а также дословная передача учебных текстов О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения различных задач.
е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует, например, хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи и т. д. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул и т. д.
ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов и т. д.
5. Особенности мышления
а) Какой тип мышления является преобладающим у данного школьника? (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него развит предметно-действенный вид мышления.
Если при изучении математики ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические; если при изучении истории, например, легче усваивает факты, характеристики отдельных исторических деятелей, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у ученика преобладает образное мышление.
Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждении, легко делает обобщения, при изложении материала делает акцент на основных закономерностях и связях событий, то у него преобладает абстрактное мышление.
б) Оцените, в какой степени у ученика развиты следующие качества ума:
— гибкость (умение находить новые способы решения задач, умение понять мнение другого человека и стать на его точку зрения и т. д.) Противоположное качество называется инертностью;
— умениелогично, доказательно, обоснованно излагать своп мысли;
— глубина (умение проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть причины и следствия явлении и т. д.);
— находчивость, сообразительность (умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях). Противоположное качество называется замедленностью мышления;
— самостоятельность в рассуждениях (умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения);
— критичность (способность объективно оценивать свои и чужие мысли).
в) Оцените уровень сформированности у данного ученика (в сравнении с одноклассниками и со взрослыми) следующих умений:
— проводитьанализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения и т. д.;
— проводитьсравнение понятий;
— даватьопределение понятий;
— приводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие какие-либо правила и законы;
— проводитьклассификацию понятий, явлений.
6. Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).
IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА
1. Преобладающий эмоциональный тонус: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, грустное, раздражительное, возбужденное, встревоженное, пессимистичное и т. д.)?
2. Устойчивость эмоциональных состояний. Она может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается и т. д.) или малой (противоположные проявления).
3. Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (такого человека легко удивить, обрадовать, обидеть, разгневать; он по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен и т. д.) или пониженной (противоположные проявления).
4. Характер протекания эмоций (бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой).
5. Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: агрессивная или депрессивная? Например, когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот?
X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
Оцените, насколько развиты у ученика такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность внушаемость, упрямство.
XI. ТЕМПЕРАМЕНТ
Какой тип высшей нервной деятельности (по силе — слабости,уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)?
Какой тип высшей нервной деятельности (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)?
XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
В этом разделе следует указать, является характер школьника по степени выраженности «средним» или у него наблюдается акцентуация характера, т. е. некоторые черты характера резко усилены. В последнем случае можно предположительно определить тип акцентуации на основе приведенных описаний различных акцентуаций характера. Для каждого типа акцентуации характерно наличие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Это те строго определенные ситуации, в которых тип характера проявляет свою слабость.
XIII. ВЫВОДЫ
1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие качества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его всестороннего развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?
2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?
3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, пионерской и комсомольской организации для улучшения их воспитательного воздействия?