Классификация методов обучения
Авторы классификации | Признак классификации | Методы обучения |
Верзилин Н.М. Перовский Е.И. Голант Е.Я. Лордкипанидзе Д.О. | По источнику информации | Словесные, наглядные, практические |
Данилов М.А. Есипов Б.П. | По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения | Методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков |
Лернер И.Я. Скаткин М.Н. | По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности | Объяснительно-иллюстративный (ин- формационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский. |
Бабанский Ю.К. | Комбинирование различных признаков | Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности |
М.И. Махмутов | Сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося | Методы преподавания (информационно-сообщающий); объяснительный, инструктивно -практический, объяснительно- побуждающий и побуждающий); методы учения (исполнительный, репродуктивный, 'продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый) |
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
К словесным методам обучения относятся: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой.
Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем.
Чаще всего используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе), месте или ситуации
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:
· Рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
· Содержать только достоверные и научно проверенные факты;
· Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
· Иметь четкую логику изложения;
· Быть эмоциональным;
· Излагаться простым и доступным языком;
· Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам и событиям.
Объяснение – это словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.
К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения используется широко в работе с детьми разных возрастных групп.
Использование метода объяснения требует:
· Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
· Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
· Использования сравнения, сопоставления, аналогии;
· Привлечения ярких примеров;
· Безукоризненной логики изложения.
Школьная лекция – продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).
Этот метод используется, как правило, в старших классах и занимает почти весь урок (20-30 минут). В начальной школе ввиду неготовности учащихся к такого рода работе лекции не используются.
Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед:
1. Вводная (вступительная) – цель такой беседы актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность.
2. Сообщающая беседа – предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания путем собственных усилий, размышлений.
3. Синтезирующая (закрепляющая) беседа – нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.
По форме беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обращены к группе учащихся), фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).
Успех использования метода беседы зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.
Достоинства беседы:
· Активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
· Развивает память и речь;
· Делает открытыми знания учащихся;
· Имеет большую воспитательную силу;
· Является хорошим диагностическим средством;
Недостатки беседы:
· Требует много времени;
· Содержит элемент риска (возможны неправильные ответы, которые фиксируются в памяти остальных учащихся)
· Необходим запас знаний.
Работа с книгой – сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся в нем факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.
Таким образом, в этом методе тесно взаимосвязаны две стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой.
Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной её организации. Исходя из характера предстоящей на уроке работы, учитель обязан ещё до урока определить, в каком порядке целесообразнее применять учебник на уроке, чтобы решить стоящие на уроке учебные, воспитательные и развивающие задачи. В этой связи необходимо соблюдать ряд дидактических требований:
· Отбирать посильный для самостоятельного усвоения учащимися материал;
· Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала, поставить основные задачи выполнения работы, а также определить порядок работы;
· В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она на получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником.
· Работа с учебником не должна занимать весь урок, а в начальной школе – больше 10-15 минут. Её нужно сочетать с другими методами и формами обучения. Также важна проверка того, насколько хорошо учащиеся усвоили необходимый материал.
Наиболее часто применяемые приемы работы с книгой: чтение, подготовка пересказа, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов, конспектирование, составление опорного конспекта лекции.