Задания для самостоятельной работы. 1.Подобратьфольклорныйматериалдляреализации педагогической работы с детьми по организации трудовой деятельности.
1.Подобратьфольклорныйматериалдляреализации педагогической работы с детьми по организации трудовой деятельности.
2.Составить содержание дидактической игры на тему: «Как труд разрушает планету и как ее спасает? ».
3.Разработать методические рекомендации для родителей по организации самообслуживания и воспитанию положительного отношения к труду.
4.Составить перспективный план организации труда детей в возрастной группе (возраст по выбору студентов, приложения № 1, 2).
5.Назовите этапы проведения коллективного труда по уборке групповой комнаты. Определить задачи каждого этапа. Ответ представить в письменном виде.
6.Составить план – конспект для проведения самостоятельной работы по организации трудовой деятельности детей определенной возрастной группы.
7.Подобрать материалы и дидактические пособия для практической работы с детьми.
8.Предложить варианты оформления (оснащения) развивающей среды для организации трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении и семье.
9.Спланировать систему работы по коррекции трудовых умений и навыков у отдельных детей возрастной группы.
Практические занятия
№ 1.Изучите содержание труда, представленного в двух современных образовательных программах ДОУ. Сравните их по критериям, представленным в Таблице 7.
Таблица 7
Критерии для сравнения программ | Образовательная программа | Образовательная программа |
Цель и задачи трудового воспитания | ||
Ознакомление с трудом взрослых | ||
Обучение трудовым умениям и навыкам в разных видах труда | ||
Проявление самостоятельности в трудовой деятельности (видах и формах труда) | ||
Показатели эффективности освоения программ |
2. Проанализировать содержание образовательной области «Труд» в образовательной программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», выделить линии усложнения по ступеням дошкольного детства. Результаты анализа отразите в Таблице 8
Таблица 8
Линии усложнения содержания трудовой деятельности дошкольников
Критерии для анализа Возраст- ной этап | Цель и задачи образовательной области «Труд» | Развитие трудовой деятельности (разные виды труда) | Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Формирование первичных представлений о труде взрослых. Его роли в обществе и жизни каждого человека |
Младший дошкольный возраст | ||||
Средний дошкольный возраст | ||||
Старший дошкольный возраст |
3. Оценить степень овладения детьми дошкольного возраста трудовыми умениями и навыками. Определить задачи дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности у них трудовых умений и навыков в разных видах труда (по результатам педагогической практики).
Защита проектов системы работы по коррекции трудовых умений и навыков детей возрастной группы.
4. Анализ результатов проведения диагностики межличностных отношений детей в трудовой деятельности (умений детей объединяться для трудовой деятельности, договариваться о содержании и объеме работы, распределять работу, проявлять взаимопомощь и т.д.).
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Тестовые задания первого уровня (задания на опознания и различение)
Инструкция: выберите правильный ответ
1. Исследователи проблемы трудового воспитания:
а) А.П. Усова
б) В.Г. Нечаева
в) Т.Г.Казакова
г) Т.И. Осокина
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он:
а) предусматривает создание материальных ценностей;
б) имеет тесную связь с игрой;
в) имеет компоненты трудовой деятельности;
г) ребенок способен прогнозировать результат труда
3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает:
а) сбор природного материала;
б) ремонт книг, коробок;
в) раскладывание пособий к занятиям;
г) мытье рук
4. В ДОУ организуются дежурства по:
а) умывальной;
б) столовой;
в) спальне;
г) раздевальной.
5. К формам организации труда относится:
а) самообслуживание;
б) хозяйственно-бытовой труд;
в) труд в природе;
г) коллективный труд.
6. Компонентом труда не является:
а) постановка цели;
б) трудовые действия;
в) наличие мотивов;
г) связь с игрой.
7. Не является методическим приемом руководства трудом детей:
а) дозировка нагрузки;
б) оценивание труда дошкольника;
в) распределение поручений;
г) получение результата.
8. Содержание работы дежурных по занятиям:
а) протирает листья растений;
б) раскладывает бумагу;
в) расставляет хлебницы;
г) ремонтирует книги.
9. Виды труда дошкольников:
а) коллективный труд;
б) ручной труд;
в) «труд рядом»;
г) «совместный труд»
10. Ошибка в организации труда детей:
а) поощряет добросовестность выполнения работы;
б) распределяет нагрузку работы между детьми;
в) осуществляет контроль за деятельностью детей;
г) взрослый выполняет большую часть работы.
11. Не является видом труда детей:
а ) самообслуживание;
б) дежурство;
в) труд в природе;
г) хозяйственно-бытовой труд.
12. В младшей группе используются поручения:
а) только коллективные, длительные;
б) индивидуальные, кратковременные;
в) длительные с отсроченным результатом;
г) объемные по содержанию
13. При организации труда важно, чтобы дети предварительно овладели:
а) умениями;
б) знаниями;
в) навыками;
г) опытом.
14. Что не является способом объединения детей в труде:
а) коллективный труд;
б) труд рядом;
в) общий труд;
г) совместный труд
15. К формам организации труда детей не относятся:
а) труд в природе;
б) самообслуживание;
в) поручение;
г) занятия по ручному труду
16. К видам труда детей не относятся:
а) коллективный труд;
б) труд в природе;
в) экскурсия в лес;
г) дидактическая игра
Тестовые задания второго уровня (тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование).
ИНСТРУКЦИЯ: дополните
17. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется …………… .
18. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь …………. .
19. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы …………… .
20. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей ………….. к деятельности.
21. Развитию творчества, воображения и фантазии способствует ……………… труд.
22. Выполнение работы по сервировке стола относится к………… труду.
ИНСТРУКЦИЯ: сопоставьте
23. Виды дежурств содержание работы
1) по столовой а) протирает листья
2) занятиям б) расставляет салфетницы
3) уголку природы в) рыхлит землю
г) раскладывает бумагу
д) моет кисточки, клеенки
е) разносит хлебницы
24. Автор Проблема исследования
1) Сергеева Д.В. а) культура поведения дошкольни-
ков
2) Нечаева В.Г. б) организация дежурств в ДОУ
3) Аванесова В.Н. в) руководство трудовой деятель-
ностью дошкольников
4) Петерина С.В. г) сенсорное воспитание дошколь-
ников
ИНСТРУКЦИЯ: установите правильную последовательность
25. Этапы осуществления ребенком трудовой деятельности:
а) предмет деятельности
б) порядок действий
в) результат
г) мотив
д) средства труда
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
(ситуационные тесты)
26. «Дети! Завтра мы с вами будем менять воду в аквариуме. А сегодня надо наполнить бак с водой, чтобы она немного согрелась». Малыши с удовольствием носят в маленьких красочных ведрах воду из умывальника, выливая ее в бак, поставленный взрослыми рядом с аквариумом. Вот он уже полон, а дети продолжают носить воду, не замечая, что она льется через край.
Ваши действия в данной ситуации?
27. Педагог оценивает работу детей только с точки зрения ее качества. Его оценки звучат примерно так: «Красиво разложил салфетки», «Аккуратно налила краски в розетки», «Правильно полил цветок». Такие оценки правильные, но в них отсутствует самое главное.
Что же отсутствует в оценках педагога?
28. Дети окружили воспитательницу и с удивлением рассматривают длинную рейку, которую она принесла.
«Вижу беспорядок у нас на участке: некуда положить рубашки, кофточки. Приходиться класть их на лавочку, а это неудобно. Они падают, мнутся, пачкаются. Мы сделаем вешалку и они будут в порядке». Охотников помочь нашлось немало. Дети размечали расстояния между крючками, подносили гвозди. Предложили сделать вешалку малышам.
Какие задачи решает педагог, показывая пример трудолюбия?
29. Антон выполняет поручение воспитателя, одновременно ногой пытается дотянуться до мяча, укатившегося под стол. На столе беспорядок (разбросаны карандаши, обрывки бумаги и т.п.). На призыв воспитателя не отвлекаться от работы, реакции со стороны мальчика не наблюдалось.
Как бы вы поступили в данной ситуации?
30. На столе разложены дары леса: желуди, шишки, каштаны. Рядом проволока, цветная бумага, перья и др. Дети рассматривают готовые изделия: забавный петушок, золотая рыбка. Дети сомневаются, сумеют ли они сделать также красиво.
Каковы ваши предложения?
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. – Вестник образования России, № 6, март, 2010
2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утверждены Минобразования и науки РФ 20.07. 2011 № 2151).
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010
4. Барсукова Л.С., Соколова Т.Н. Тетрадь для самообразования по курсу «Педагогика» (по специальности «Дошкольное образование») - М., Академия, 2010
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.. Академия, 2009
6. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., Мозаика-Синтез, 2009
7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – Мозаика-Синтез, 2007
8. Смирнова Т.В. Тестовые задания по педагогике. Учебно-методическое пособие. – М., АКАпринт, 2007
9. «Счастливый ребенок». Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям. – Школа-пресс, 2011
Дополнительные источники
1. Об основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования -/О. Скоролупова. Дошкольное воспитание № 9, 2011
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика.- Творческий центр «Сфера», 2007
3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-Синтез, 2005
4. Закон РФ «Об образовании» - (1992) – М., 2010
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М., 2006
6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М., ТЦ «Сфера», 2007
7. Никитина С.В. Журнал динамики достижений детей группы детского сада. – М., Линка-Пресс, 2008
8. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной – М., Мозаика-Синтез, 2008
9. Сайт для работников дошкольного образования. http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6-3.htm
10. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций.- СПб, Детство-пресс, 2010
11. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2009
12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Планирование работы по трудовой деятельности