Образовательные учреждения Республики Беларусь
Образовательным является учреждение, реализующее различные формы обучения и воспитания на одном или нескольких уровнях образования и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся (воспитанников). К ним относятся: дошкольные учреждения; общеобразовательные учреждения начального общего, базового (основного) общего, полного (среднего) общего образования; учреждения начального профессионального (профессионально-технического), среднего профессионального (среднего специального) и высшего образования; учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров; учреждения внешкольного образования; специальные (коррекционно-реабилитационные) учреждения для обучающихся и воспитанников с особенностями психофизического развития; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих) и детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях (учреждения социально-педагогической помощи и поддержки); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Основным типом образовательного учреждения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа.
Школа – учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения и воспитания подрастающих поколений.
Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Система общего среднего образования включает в себя три ступени (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы), целевые функции которых отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.
На третьей ступени общеобразовательной школы будет осуществляться внешняя дифференциация обучения в лицейских классах, лицеях, лицеях при вузах, ПТУ, ССУЗах, колледжах, которые обеспечивают личности получение общего среднего образования.
Время потребовало создания новых альтернативных структур образования. Учебными заведениями нового типа явились гимназии, лицеи, высшие профессиональные училища, колледжи, создание которых позволило осуществить переход на более высокий образовательный уровень, обеспечить преемственность между смежными образовательными ступенями с ориентацией на индивидуальность и способности детей.
Гимназия – общеобразовательное учебное заведение, которое обеспечивает получение среднего образования на повышенном уровне, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интеллектуальной высококультурной личности.
Отличительной чертой гимназии является приоритетность гуманитарного компонента, что предполагает глубокое овладение учениками национальным, русским, иностранным языком, изучение отечественной и мировой истории, литературы, культуры, психологии, педагогики, социологии, логики, риторики и др.
Лицей – профессионально ориентированное учебное заведение, которое обеспечивает повышенный уровень среднего образования на заключительной ступени, профессиональную подготовку по направлениям и специальностям высшей школы.
Колледж – специальное учебное заведение в системе интегрированного образования, которое обеспечивает повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена.
Обучение в колледже осуществляется на 2 ступенях: по первой – готовятся специалисты со средним специальным образованием, на второй – специалисты повышенного (с компонентами высшего) уровня квалификации.
Высшие профессиональные училища как новый тип учебного заведения ориентированы на выпуск высококвалифицированных кадров по сложным наукоемким профессиям.
9. Педагогическая деятельность: сущность, функции. Профессионализм как условие успешности педагогической деятельности.
Педагог – лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу (учитель, воспитатель, преподаватель, доцент, профессор и др.)
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку определенных ролей в обществе.
составляющие педагогической деятельности учителя: диагностическая; ориентационно-прогностическая; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-оценочная; исследовательско-творческая.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.
Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направления воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать результаты.
Конструктивно-проектировочная деятельность предполагает проектирование содержания воспитательной работы, придание ей увлекательных форм.
Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Она выражается в умении определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности, в умении вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять контроль за ее выполнением.
Информационно-объяснительная деятельность – учитель выступает источником научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с умением устанавливать и поддерживать с учениками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и другим видам деятельности.
Аналитико-оценочная деятельность связана со способностью учителя анализировать ход обучения и воспитания, выявлять в них положительные стороны и недостатки, сравнивать получаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставлять свою работу с опытом коллег. Она помогает поддерживать обратную связь в работе, постоянно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся, и что достигнуто, корректировать ход учебно-воспитательного процесса.
Исследовательско-творческая деятельность состоит в том, что применение педагогической теории требует от учителя известного творчества, т.к. конкретные условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.
Основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач развития личности.
Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Составляющие педагогической деятельности учителя: диагностическая; ориентационно-прогностическая; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-оценочная исследовательско-творческая.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев).
Содержание профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
В профессиограмме учителя с точки зрения В. А. Сластенина профессиональные требования объединены в три группы: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).