Библиотечная психология в структуре библиотечной теории и практики
Определение библиотечной психологии как научно-практической дисциплины, изучающей закономерности проявления, функционирования и развития психологических явлений в деятельности библиотеки как социального института. Значение библиотечной психологии для библиотечной теории и практики определяется профессиональной деятельностью интегрированного типа «человек – знаковые системы – человек» (читатель – книги – библиотекарь). Библиотечная психология включает: психологию книги, психологию читателя, психологию библиотекаря, психологию чтения, психологию общения, психологию библиотечно-информационного обслуживания, психологию становления и развития библиотечной профессии, психологические методы изучения библиотечно-информационной деятельности. История становления и развития библиотечной психологии в отечественном библиотековедении. Вклад библиотековедов и психологов в библиотечную психологию. Современное состояние библиотечной психологии, ее роль в развитии библиотечной теории и практики в условиях интенсивного внедрения информационных технологий. Перспективы развития библиотечной психологии как самостоятельной дисциплины и части библиотековедения Библиопсихология (библиотечная психология) — раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и педагогической психологией, направленный на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы Б. заложены Н.А. Рубакиным, который создал в Лозанне Международный институт библио-психологии. Н.А. Рубакин определял Б. (ввел синоним "библиологическая психология") как "научное изучение всех психических явлений, связанных с созданием, циркуляцией и утилизацией печатной, рукописной и устной речи" (1924). Исследуя влияние устного, печатного и рукописного слова как на индивида, так и на коллектив, считал необходимым в теории книги соблюдать "примат читателя" над "приматом содержания", утверждая, что "без читателя нет книги" и "изучать надо не слова, а психологические явления, ими возбуждаемые". Опираясь на три закона, выдвинутых: 1) языковедами В. Гумбольдтом и А. Потебней: "Слово, фраза, книга есть возбудители, а не передатчики чужой мысли, чужого чувства, чужих стремлений", 2) биологом Р. Семоном — о единстве психических и физиологических явлений, 3) филологом и социологом И. Тэном — о значении расы, среды и момента как трех основных факторах, обусловливающих происхождение и эволюцию литературных явлений, — Рубакин разработал и описал основные методы и принципы библиопсихологического исследования, выдвинул главной задачей теоретической Б. "выяснение функциональной зависимости библиопсихологического восприятия от индивидуальных и социальных особенностей субъекта", прикладной Б. — "практические пути для коренного улучшения творческой работы, называемой создаванием, циркуляцией и утилизацией устного, рукописного и печатного слова".
Сложность и междисциплинарность самой библиотечно-информационной профессии определяется сочетанием двух типов профессий ("человек-человек" и "человек-знаковые системы"), органично объединяемых в одну: "человек-знаковые системы-человек". Это означает, что необходимы знания по психологии личности; психологии общения; психологии интеллектуально-информационной деятельности в целом и психологии восприятия информации, психологии чтения в частности.Одним из направлений библиотечной психологии является психологическая поддержка и сопровождение читательской социализации на всех уровнях разных категорий читателей.
5.Организация и методы библиотечных исследований читателей и чтения.Исследуются читательские интересы, круг чтения отдельных лиц и социальных групп, чтение ими книг и других публикаций. Библиотековеды могут организовать и проводить исследования: международные; всероссийские; зональные (по федеральным округам, нескольким областям или республикам); областные (только в одной области или республике); локальные (в одной библиотеке). Исследования могут организовываться как: одноразовые; повторные; мониторинговые (постоянные или длительные). Библиотечная исследовательская теория и практика располагают мощной методологической базой. Используются философские методы; общенаучные методы; анализ текстов – традиционные, классические (качественные) и формализованные (качественно-количественные, например, контент-анализ); методы научного наблюдения – прямые, косвенные, самонаблюдение; опрос – анкетирование, интервьюирование, тестирование; эксперимент, специальные библиотечные и др. Собираемые в исследованиях материалы помогают: совершенствовать направления работы библиотеки; формировать систему мероприятий с учетом потребностей и интересов читателей; прогнозировать и планировать на будущее свою работу. Среди капитальных исследований, ставших классическими назовем: «Изучение читательских интересов рабочей молодежи в 52 крупных и средних городах РСФСР» (1963-1966 г. г.; ЛГИК, ГБЛ); «Советский читатель» (1965-1967 г. г., ГБЛ); «Анализ читательских интересов ленинградской молодежи», а затем рабочей молодежи Ленинграда и Ленинградской области (1963-1965 г. г. и 1970-1973 г. г., ЛГИК); «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969-1979 г. г., ГБЛ) и «Книга и чтение в жизни советского села» (1972-1977 г. г., ГБЛ). В настоящее время разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» (утверждена 21 ноября 2006 г.), в которой предусмотрена система исследований чтения и читателей.
6. социальная миссия и соц.функции биб-ки.Соц.роль биб-ки неразрывно связана с понятиями демократического общественного института. Роль многофункциональна и выражается в трех основных признаках: Библиотека – важное соц.учреждение, призванное активно влиять на всестлроннее развитие личности, поднятия культурного уровня человека. В середине 20 века ЛБ Хавкина в одной из своих статей выссказала мысль, что «биб-ка – это центр живого общения и сближения людей. Она должна закладывать фундамент общественной культуры, осуществлять культурно-общественное воспитание и подготовку нации для демократии. Понятия библиотеки и демократии неразделимо. Библиотека очевидно находится в функциональной структуре системы документальных учереждений. Усложнение связано с тем, что должны быть определены обязанности участлников процесса ( основная роль). Соц.роль в библиотеки проявляется в конкретных исторических условиях. Современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный соц.институт, включающий инф.и культурный компоненты. Ее миссия продиктованна усилением значения информации и знаний в кач-ве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов: Содействие обращения и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечивания свободного доступа к нему; Сохранение документированного знания как общественонго достояния. Соц.функциями современной биб-ки явл-ся: Мемориальная, Коммуникационная, Информационная, Образовательная, Социализирующая,
7. Библиотечная профессия. Подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.Содержание библиотечной профессии явл-ся выполнение комплекса библиотечно-библиограф. Процессов. Осн. Особонность – многофункциональность. Имея своим основным содержанием общение с читателями, пользователями услуг библиотеки, биб. Деят. Включает многообраз. Технологические процессы и операции, связанные с работой с документными фондами биб-ки, с ее ИПС, что требует дифференциации биб. Профессии по содержанию технологич. Процессов и уровнем требований к их выполнению. Основными критериями диффер-ции библ. Профессии явл-ся уровень библ. Профессионализма, определяющийся, в свою очередь, уровнем профессионал. Подготовки. Выделяют три уровня: Неквалифицированные биб-ри, не имеющие библ. Образования и выполняющиие в биб-ках вспомогательные процессы и операции; Биб-ри средней квалификации, выполняющ. Комплекс организац-технологических операций на регламентированном (стандартизированном) уровне; Биб-ри высшей квалификации, могут самостоятельно принимать управленч. И методич. Решения. Другим основанием явл-ся дифферен-я по должностям, кот. Занимают работники. Перечень работников и требования к ним определяют «тарифно-квалификационные хар-ки». По каждой должности есть свой круг обязанностей.Многофункциональность библ. Деят-ти ведет к многообразию библ. Специальностей.Библ. Менеджеры, Методисты, Комплектаторы, Каталогизаторы. Содержание трудовой деятельности фиксируются в профессиограмме. П. отражает содержание трудовой деятельности и проф. Требования к знаниям и умениям. В основе обеспечивания биб-к проф. Библ. Кадрами лежит непрерывное библ. Образование. Ненпрерывное библ. Образ-е – это целенаправленный процесс подготовки и повышения квалификации, а так же переподготовки биб-рей. 1 этап. Начальный этап проф. Библ. Образ-я – это профориентация – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Осн. Направления – начальное библ. Образование в школах и профильных библ. Классах, а так же деятельность общедоступных и школьных биб-к по обучению основам инф. Культуры.
2 этап. Проф. Отбор кандидатов для проф. Обучения, затем получение высшего и средн.спец. библ.инф.образования, обучение в аспирантуре и последипломное образование. В последнее включает систему повышения квалификации и переподготовки библ.кадров.Среднее библ. Образование. Ведется в библ. Техникомах и на библ. Отделениях культурно-просветительских учреждений (колледжей) по специ-ти 0517 «библиотековедение» с присвоением квалификации «библиотекарь». Осн.виды проф. Деят-ти: - технологическое; организационно-технологич; культурно-просветительское Основная проф. Высшее библ. Образование. Осущ-ся на факультетах библ-инф ВУЗов, уни-тов, академий, институтов культуры и искусств, на библ.отделениях госуд. Ун-тов и пед.инст-тов по специальности 052700 «БИД». Существует система «колледж-вуз» (на заоч. Отделении) обучаются по сокращ.курсу 3,5 года. Сдаются эзамен по специальности в объеме программ среднего спец. Образования. Квалицикации: Библиотекарь-библиограф, преподаватель; Технолог автоматизированных инф. Ресурсов; Референт-аналитик инф. Ресурсов.; Менеджер информ.рес-сов. Региональный компонент – разрабатывается ВУЗом. Выпускник подготовлен к продолжению образования в аспирантуре по спец-ти 052503 «библиотековедение, библиографоведение, книговедение». Аспирантура Явля-ся главной формой подготовки науч.пед.кадров. их подготовку ведут Московский, СПб, Казанский ГУКИ, кемеровская и челябинская ГАКИ, ГПНТБ СО РАН и фак-т инф.рес-с ов тамбовского гос. Ун-та.В процессе обучения сдается экзамен по спец-ти философии и ин.языку. завершаетсчя подготовкой и защитой дис-ции на соискание ученой степени кандит.наук в специальности 052503 Повышение квалификации и переподготовка.Занимает важное место в системе непрерывного библ.обр. Цель- расширение и углубление проф.знаний биб-ря в соответствии с занимаемой должн-ю.Переподготовка преследует цель освоения новых проф. Знаний при переходе на др. должность, участок библ. Работа или всвязи с внедрением автоматизир.биб.технологий и т.д. Семинары: территориальные (областные, районнные, межрайонные, городские). Семинары для отдельных катег.биб-рей. Эпизодические и пеиодические. По содержанию – универсальные и тематические. Более выс. Форма – науч.-практич. Конференции. Там глубоко изуч-ся библ.опыт, его теоритич.осмысление, вырабат-ся практические рекомендации. Библиотечные телеконференции: инф.технологии и возможность использования комп.сетей связи, изменение биб-библиографич. Деят-ти отразились и на системе повышения квалификации. Телеконференция – это один из серивисов инета, состоящий в организационном тематическом обмене информацией между пользователями. Наиболее известные конференции, организованные ВУЗовскими библ-ми и др. подразделениями: биб-ка челябинского тех. Ун-та 2 года модерирует конф-ю по вопросам комплекс.автоматизации биб-к высш. И сред. Спец. Цучебн. Заведения. Играют роль в дистанционном варинте повышение квалификации:Невысокая стоимость, уменьшение вынужденных отлучек спеециалистов на сессию в др.города.; Возможность индивид.консультирования с привлеч.ведущих спец-тов.; Возможность воплощения индивид.маршрутов обучения в системе повышения квалификации.; Надежность и оперативность передачи выполненных заданий.; Возможность виртуально посетить многие ВУЗы и биб-ки, расширить круг общения.
8. инновационная деят-ть в библиотеках. Инновация – новый результат интеллект.деят-ти, кот. Отличается от предыдущих по ряду причин. Это новая реализованная идея, получившая воплощение в новом продукте, в новой технологии или в новом подходе к различному роду услуг. Она долдна обеспечивать повышение соц, эконом. Эффективности и должна служить стимулом и предпоссылкой рождению следующих инноваций. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новые явления. К моменту его распространения новшество приобретает новое качестыво и становится нововведением (инновацие). Инновац.деят-ть биб-к – ведущее направление методич.обеспечения работы биб-ки, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение биб-х новшеств их передовой биб.практики, рекомендаций науч.исслед, новых науч.технологий, процесс ввода или освоение новшеств. В понятие «новшество» включ-т новые, неизвестные, но модернизированные формы и методы библ.работы, способствующие ее совершенствованию. Процесс ввода новшеств в библ.практику в целях ее совершенствования наз-ся «нововведением» (инновацией). Библ. Инновации делятся на: Продуктивные. Они направлены на совершенствование или освоение новых библ.услуг, расширение их ассортимента.; Технологические. Они направленны на модернизацию библ.технолог.процессов, внедрение новых АБ технологий и тесно связаны с реализацией различ.направлений науч.организациируда биб.деят.; Уаправленческие инновации. Они направленны на совершенствование методов управления биб-кой, организационных соц.аспектов управленческой деятельности. Инновац.деят-ть в биб-х включает процессы создания новшеств и их применений. При этом конечначя цель – превратить новшества в нововведения, т.е. обеспечить их освоение в конкретной биб-ке или сетевых биб-к. Инновационный процессв биб-ке состоит из ряда взаимосвязанных этапов: Изучение библ.практики. Выявление недостатков и противоречий, они разрешатся засчет применения новшеств; Поиск новшества для разрешения противоречий. Оценка. Критерии оценки: преимущества новшества в сравнении с традионной практикой; - степень доступности для биб-ки опред.типа вида; соответствие ее конкретным целям работы биб-ки. На основе этого произв-ся отбор новшеств.4. ввод новшества он сопровождается испытанием новшества. При экспериментальной проверке (в отдельной биб-ке, на огранич.участке) ведутся наблюдения за ходом его применения. Важным этапом явл-ся создание новшеств. Оно связано с творческой поисковой деятельностью библ-спец-тов. Управление нововведениями, где методисты выступают и как инициаторы, и как разработчики, и как проводники нововведений. Следует понимать комплексный процесс целенаправленного воздействия на внедрение, распространение и освоение новшеств. Включает: Выбор новшеств для распространения; Его экспериментальная проверка; Разработка и распространение рекомендаций по внедрению новшеств; Обучение биб-рей методике его применения; Методич.помощь в овоении новшества.
Методический центр стремится обеспечить широкое информирование биб-рей о новшестве. Внедряется в отдельных биб-х – экспериментальных базах его применения. На этой основе осуществляется широкое распространение по сети биб-к, а методические центры оказывают биб-м консультационную помощь. Заключительный этап – освоение нововведения в биб-ке – становится обычной практикой в деятельности биб-ки. Широкое распространение новшеств в библ. Практике явл-ся эффективным средством совершенствования деятельности биб-к.
9. Библиотечный маркетинг.Это технология уаправления, ориентированная на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией биб-ки. Потребители библ. Услуг – читатели, организации, фирмы. Некоммерч. И коммерч. Маркетинг. В общедоступ.биб-х – бесплатное биб.обслуживание. коммерческие- ссредства доп.получение фин.средств засчет инициативной хоз.деят-ти, включая так же предпринимат. Деят-ть: предоставление платн.услуг, продажу продукции. Полученные деньги идут, как доп.средства, для функционир-я биб-ки. В биб. Маркетинге выделяют маркетинг услуг и марк-г продукции.Интеллектуальная продукция чаще всего реализуется в форме продажи, но так же может быть и бесплатной. Структура библ. Маркетинга – книжно библ.и библ-информационный маркетинг. Связан с инновационной деятельностью. (сущность маркетинговой концепции биб-ки) Социальная ориентация библ.маркетинга на нужды и потребности населения, на бесплатное библ.обслуживание, свободный доступ к информации. Принципы: бесплатное предоставление основных услуг; доступность цен на платные услуги; недопустимость перевода бесплатных услуг в платные; стремление заменить платные услуги на бесплатные; соблюдение моральных норм рекламной практики. Цели: максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей; - расширение спектра услуг; развитие спроса на услуги; вовлечение новых категорий пользователей; формирование и поддержание полодит.образа биб-ки у органов власти, населения и обществ.организаций. Маркетинговая деят-ть биб-кт базируется на ряде направлений: Аналитическое (информационное); Стратегическое – оно определяет перспективы деятельности биб-к на баз маркетинговых исследований; Управленческое направление – оно предусматривает реализацию маркетинговой стратегии. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, упорядлочиванме и анализ данных о состоянии биб-инф.рынка, о потребностях физических и юр.лиц в биб-инф. Продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта. Осн. Цель – обеспецивание востребованности услуг. Для этого их продвигают. Продвижение – это убеждение пользователей или напоминание об услугах. Форма продвижения: Реклама; PR; Персональная продажа; Стимулирование сбыта. Ценообразование – процесс формирования уровня цен на библ продукты и услуги и определение возможных вариантов их изменений, в зависимости от поставленных целей и затрат. Осуществляется посредством двух механизмов: внерыночного – для бесплатной продукции и услуг; рыночного – для платных. Разработка стратегии ценообразования: Постановка задач ценообразования; Определение спроса на продукцию и услуги; Оценка издержек; Анализ цен и товаров конкурентов; Выбор методов ценообразования; Установление окончательных цен. Библиотеки – организации, которые что-то предлагают. И чем интенсивнее потребители пользуются их услугами, чем точнее библиотеки определяют и качественнее удовлетворяют их потребности, чем, наконец, больше число довольных читателей, тем вероятнее внимание и значительнее поддержка, которые им будут оказаны со стороны общественности и тех, кто их содержит. Концепция маркетинга для некоммерческих организаций, как уже говорилось, первоначально была разработана Филлипом Котлером. Его классическое произведение, появившееся в 1975-м году в США и в 1978-м году переведенное на немецкий язык, все еще актуально и значимо для развития маркетинговых стратегий в некоммерческой области. Котлер дает такое определение маркетинга: «Маркетинг включает, анализ, планирование, проведение и контроль тщательно разработанных программ, целью которых является приведение в движение процессов обмена на специфических рынках и тем самым достижение целей организации. Маркетинг ориентирует управленческие решения на учет потребностей и желаний целевых групп, а также на проведение эффективных мероприятий по ценообразованию, коммуникации и распределению, при использовании которых целевые группы активно информируются, изучаются и обслуживаются». Первая задача маркетинга – достижение «максимальной удовлетворенности пользователей» (Б. Кронин). Реализация ее может привести к увеличению посещаемости библиотеки, но это может и не произойти. Маркетинг – не гарантия повышения книговыдачи. Однако, как показал опыт США и Великобритании, ориентация библиотеки на пользователя повышает читательскую активность отдельных целевых групп. Важнейшее изменение, которое привносит в деятельность библиотеки маркетинговое мышление, – отказ от пассивной стратегии обслуживания и обращение к активной рыночной стратегии. До недавнего времени. библиотеки в основном ориентировались на потребности читателей. Таким образом библиотека удовлетворяла уже существующий спрос. Активный, или наступательный, маркетинг означает расширение рынка библиотеки, выявление с помощью специальных методов новых, перспективных групп пользователей. Окончательное же решение о том, будут ли и как образом обслуживаться эти группы, принимается исходя из целей библиотеки.