Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8)«Может быть, это птица?» — подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах — это олень Песчаных холмов!
(Ю)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!
(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» — говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....
(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:
(26) «Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты — жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (ЗО)Ступай, без страха броди по лесистым холмам — никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу, смотреть на тебя как на добычу.
(32)Ступай спокойно, без страха.
(ЗЗ)Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!»
(По Э. Сетон-Томпсону)*
* Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) — канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.
А1
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»
1) У Яна было неисправное ружьё.
2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.
3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.
4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.
А2
Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «резко»(предложение 5).
1) грубо 2) чётко 3) внезапно 4) порывисто
A3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
2) (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо...
3) (20)Оленъ стоял, как изваяние.
4) (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.
А4
Укажите ошибочноесуждение.
1) В слове ГИГАНТСКОГО согласный звук [т] не произносится.
2) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.
3) В слове ВСКОРЕ первый звук — [ф].
4) В слове ЯСНЫХ количество звуков и букв совпадает.
А5
Укажите слово с чередующейся безударнойгласной в корне.
1) отмечал 2) растущих 3) внезапно 4) добивался
А6
В каком слове правописание согласной в приставкене зависит от последующего согласного?
1) рассказал 2) бесшумно 3) всмотревшись 4) изваяние
А7
В каком слове правописание суффиксане определяется общим правилом (является исключением)?
1) ветреным
2) песчаных
3) несомненно
4) величественный
£ 2012 Федеральный институт педагогических измерений, i~" 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
БЛОК III. ВАРИАНТЫ 9-12
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
gl I Замените книжное слово «благоговейный»в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.
Ответ:
до I Замените словосочетание «охотничий сезон»(предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_______________________ .
gg I Выпишите грамматическую основупредложения 7.
Ответ:_______________________ .
g4 I Среди предложений 5—9 найдите предложения с обособленным обстоятельством.Напишите номера этих предложений.
Ответ:
g5 I В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ян понял/1) что это именно тот олень/2) которого он уже давно выслеживает/3) и быстро пошёл по направлению/4) что указал ему дровосек. Вскоре он напал на следы/5) принадлежавшие/6) несомненно/7) оленю Песчаных холмов.
Ответ:
gg I Укажите количество грамматических основв предложении 27. Ответ запишите цифрой.
Ответ:
g»7 I В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.
Стрелять в него теперь/1) когда он отдыхал/2) не подозревая об опасности/3) было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно/4) он должен выстрелить!
Ответ:
gg I Среди предложений 1—4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным)и последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
В9
Среди предложений 26—31 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________ .