Прочитайте текст. Выполните задания 1-3. (1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме

(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)…..используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ запишите цифрой или цифрами.

1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.

2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.

3) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой прочности и твёрдости.

4) Нанесение тонких плёнок в вакууме – прорыв в развитии нанотехнологий, который позволил создавать уникальные нанокомпозитные материалы.

5) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Однако Следовательно Например Хотя

Итак

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭТАП. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЭТАП, -а; м. [франц. etape]

1.Отдельный момент, стадия какого-л. процесса, какой-л. деятельности. Новый э. развития. Очередной э. строительства. Состояние экологии на современном этапе.

2.Отдельная часть пути, отрезок дистанции в спортивных соревнованиях. Первый э. эстафеты. Пройти последний э. гонок.

3. Воен.Пункт на пути следования войск, в котором предоставляется ночлег, продовольствие, фураж.

4.Пункт для ночлега в пути партий арестантов; путь следования арестантов, ссыльных; сама такая партия. Идти по этапу. Нерчинский э. Э. отправлен на каторгу. ◊ Пройденный этап.

О том, что осталось позади, что уже сделано. < Этапом, нареч. (4 зн.). Идти этапом.

УРОК 10

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

ПРАКТИКА

ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОЭПИЯ

Задание: произнесите правильно слова:

закУпорить, заперлАсь, запломбирОванный, звонИт, звОнница, знАмение, избалОванный, избаловАть, Издавна, Иконопись, ИнАче, индУстрия, инструмЕнт, ирИс (конф), Ирис (растение, нитки), Искра, Исподволь, исчЕрпать, кАмбала, каталОг, каучУк, квартАл(часть города, четверть года), квартАльный, коклЮш, костюмирОванный, красИвее, кремЕнь, крОви, кулинАрия, кУхонный, крУжево, кружевА, кинематогрАфия. колОсс, лассО, ломОта, ломОть, лубОчный,

ПОВТОРЕНИЕ. ЛЕКСИКА

Задание: составьте словосочетания с данными паронимами.

Добровольный – добровольческий;

Драматичный – драматический;

Запасный – запасливый;

Злой – злостный;

Исполнительный – исполнительский;

Исторический – историчный;

Командированный – командировочный;

Критический – критичный

ПОВТОРЕНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание: укажите ошибку в образовании формы слова:

1.1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костер

2. 1) двести граммов 2) их тетради 3) из полутора метров материи4) самый молодой

3. 1) служебные пропуска 2) пропуски занятий 3) работа в аэропорту 4) заключить выгодные договора

ПРАКТИКА

Задание: распределите слова:

Поп_лнять, т_рмитник, прис_дать, г_рмония, м_рцание, в_лнение, к_сарь, вп_чатление, м_режка, изб_ратели, прик_саться, к_сматый, пос_деть (от горя), м_рзлота, т_рмос, пол_жение, к_сметика, вым_кнуть, м_ридиан, т_рнистый, пл_вчиха, к_согор, прим_рять (платье), ум_рающий, т_рновый, г_ренка, б_ргамон, к_стёр, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), т_рпимый, подст_лать, з_ркий, б_рег, к_стыль, подск_чил, б_режливый выр_стаю, г_ризонт, сг_рел, б_реста, з_ревать, ур_внение, вет_ран, б_рет, прим_рить друзей, г_рилла, г_рдероб, узн_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись, отв_рить в_рота, отв_рить м_кароны, разл_жить, р_сли, выст_рать рубаху, прот_реть, запр_женная, пок_рить в_ршину, г_рдина, претв_рить м_чту, ум_реть от счастья, прор_стающий, заск_чил, сж_гать, бракосоч_тание, бл_стящий, заст_лать, за выч_том, к_сательная, зав_днелся, ув_дание (листьев), несг_раемый, з_рница, натв_рил, скл_нись, м_ровой.

Слова с чередующимися гласными в корне Слова с проверяемыми гласными в корне Слова с непроверяемыми гласными в корне
   

Задание: выполните тестовую работу

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)обозн. .чение, задр. .жать, т..инственный 2)обог..щаться, к..ричневый, прик..сновение

3)зап..х, г..реть, раск..ленный 4)обл..котиться, б..гровый, прил..жение

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, прове­ряемая ударением?

1)водор..сли, впеч..тление, не..хотно 2)подж..гатель, пр..оритетный, щ..бетать

3)м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать 4)пог..сить, в..рхушка, сбл,.жаясь

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, прове­ряемая ударением?

1)в..зти, к..пучий, взр..стить 2)выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)ед..ница, приз..мляясь, оп..здать 4)пр..зидиум, пож..мать, см..гчённый

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)л..зурь, выр..зительный, покл..ниться 2)прик..сновение, комп..тентный, тр..петать

3)г..потеза, изб..рательная, оч..рстветь 4)д..шевизна, разд..вить, под..вая

Наши рекомендации