Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации
Блаженство твое, совершенствование твое есть твоя цель.
А.Н. Радищев
О том поразмысли, что ждет впереди; Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
Фирдоуси
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ |
Одна ю главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.
Цель воспитания: «в глобальном выражении -- идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности»*.
Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее,определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).
Для любой цели(в обыденном и педагогическом обиходе нередко употребляются слова «надежда», «вера») характерна ее позитивная направленность.Приведем в доказательство некоторые точки зрения.
B.C. Соловьев: «Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас». И.П. Павлов: «Жизнь перестает привязывать к себе, когда исчеза-
* Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
ет цель». А.С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Н.Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, которые они ставят». Д. Дидро: «Если нет цели, не .делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Х.Л. Борхес: «Каждый шаг является целью».
В структуре способностей человека, а педагога в особенности, проявляет себя такое свойство личности как антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение, предугадывание) — способность предвидеть результаты действий; появление предметов, прогнозировать явления, «моделировать» в сознании предстоящие события»*. Наличие этого свойства для педагога чрезвычайно важно, его надо всемерно культивировать и развивать. Без него нет целенаправленности воспитания, а значит и самого воспитательного процесса.
В.А. Сухомлинский писал: «Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, педагогика — в знахарство. Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий». А.С. Макаренко постоянно утверждал: «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать... К человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...» И это определило суть его педагогической концепции и содержание деятельности созданных им учебно-воспитательных заведений:
«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтраш-' няя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постеленной постановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всей страны...»
Наша современница-учительница школы № 536 г. Санкт-Петербурга Т.Й. Гончарова так определяет свою точку зрения на цель обучения и воспитания школьников в современных условиях: «Личность — человек, впитывающий в себя непреходящие ценности духовной культуры, активно и сознательно участвующий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу».
Мы рассматриваем цель воспитания как создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармоничного развития личности школьника,возможно более полную его самореализациюв этом качестве, т.е. «способного строить жизнь, достойную человека... основанную на ДОБРЕ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ»*.
Разностороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, внеформальную деятельность свободного общения. Это и задействованностъ школьника, и его активная позиция, и удовлетворяющее положение в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми... Это и разнообразие территориальное, временное... Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической ситуации: состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности; радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; высокие творческие порывы в любом виде деятельности, чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей; это высокое чувство любви и его антипода — ненависти...
Гармоничное развитие предполагает гармоничное сочетание в организуемой педагогической деятельности об-
* Конюхов Н:И.Словарь-справочникпрактического психолога. М., 1996.
* Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление// Кн. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. С. 372.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
щечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты), гармонию в .развитии и стимулировании здорового образа жизни (триединство «интеллект + тело + душа»); это гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер (сторон) формирующегося отношения к миру — сознания, эмоций, поведения. Это, наконец, гармония всех воспитательных воздействий на личность. В этом сложность, ибо процесс воспитания — процесс многофакторный, поэтому гармонизация среды обитания ребенка, придание ей воспитывающего характера — важнейшее условие, предмет особой заботы каждого воспитателя, педагогического коллектива в целом. Это и гармония цели и задач воспитания. Это и гармония постоянно (по мере взросления человека) возрастающей свободы и ответственности личности, уважения и требовательности, руководства и самостоятельности, средств самовыражения личности и требований окружающих людей, условий, общества...
Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника современной школы должно находить свой конечный итог в самоактуализации личности,что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Масдоу) «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию»*.
Путь к осуществлению потенциальных возможностей человека, к его самореализацииоткрывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Физиологические потребности (в пище, сне и т.п.), без удовлетворения которых невозможно ничего другое, всегда выступают на первый план. За ними следует потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности,
См. Маслоу Л. Самоактуализация; Психология личности. М., 1982.
обеспечить завтрашний день и т.п.). Ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считают, и т.п.).
Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в личности возникают новые черты и качества, невозможные прежде: уверенность в своих силах, вера в людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность... На этой основе становится возможной и достижимой главная цель воспитания — разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.
Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать свою практическую воспитательную деятельность. Перечислим здесь эти признаки: «]) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природы как они-есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) некоторая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими; 10) демократическая структура характера; II) различение средств и цели, добра и зла; 12) философское, неврожденное чувство юмора; 13) самоактуализирующееся творчество; 14) сопротивление раскультуриванию». Каждый из признаков может быть детализирован в конкретной воспитательной работе.
ИДЕЯСАМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ |
Таким образом, основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития ребенка (подростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Об этом писал еще один из основоположников отечественной педологии Л.С. Выготский: «Че-
_Глава П. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
ловек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». То есть педагог по собственному произволу не может сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Вот почему в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить — в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, может сформулировать черты самоактуализирующейся личности.
Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: 1) если воспитывающая деятельность будет инструментована как самодеятельность воспитанников; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспи-тания.
Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспитательном процессе:
J) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;
2) внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения. Блестящим примером этого являются дневники Л.Н. Толстого. Вот одна из записей: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и
то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собою...; но есть вещи, которые я люблю больше добра, — славу»*.
Нередко самовоспитание бывает сопряжено с противостоянием .социально-бытовому окружению, с которым взаимодействует подросток. В позитивном случае это усиливает устойчивость его жизненной позиции: «Я, действительно, являюсь той белой вороной, о которой мы сегодня говорили, так как я не потребляю спиртных напитков и никогда не страдала от никотиновой зависимости в отличие от своих одноклассниц. Но от этого я не страдаю, у меня все равно есть друзья и в компании я себя чужой не чувствую» (Наталья К.).
Понятие цели диалектично.Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию — определение стратегических и тактических задач воспитания. Стратегические задачи позволяют педагогу на основе анализа условий,в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направленияего деятельности, отобрать содержание и средства воспитания, наметить конкретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» применительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогическим коллективом, с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, с родителями учащихся.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ |
Выбор стратегических задач воспитания -- это есть отбор содержания воспитательной работы школьным педагогом. Это выбор тех областей куль-
С. 38. |
Толстой Л.Н. Дневники 1847—1894 гг. Соб.соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19.
Заказ № 1233.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
туры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом отвечать поставленной цели. Если выбор — то из чего? Прежде всего из «материального — духовного».Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры:экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога — повышение грамотности и профессионализма в области многих наук: экономики, политолотии, .культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т.д. Есть еще одни выход — привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требованиям.
Это еше и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой-- музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и т.д., увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).
Это и выбор между «модным и консервативным»:в оценке истории, в литературе, экономике, политике, произведениях искусства, одежде, формах поведения, бытовых мелочах... Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).
Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. Чтобы повести своих воспитанников в большую общечеловеческую культуру. При этом стратегия и тактика отбора произведений культуры требуют выстраивания определенной логикиприобщения к культуре, чтобы это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением «вашего бескультурья» на «высокую'культуру». Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное —> активное, зло —> добро, ложное -^ истинное, низменное -^ высокое, грязь -> чистота, ненависть -» любовь, бездействие —> действие, невежество -* просвещенность и т.д. Количество «ступенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздействия.
ЗАДАЧИ ТАКТИЧЕСКИЕ |
Потребность конкретизации стратегических задач неизменно вызывает у педагога потребность составить перечень еще более конкретных задач — тактических,которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитательной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, -- процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы -- насущная необходимость воспитательного процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.
Диалектический характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспективжизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив — близких, средних и дальних*. При этом критерием успешности или неуспешности воспитатель-
* Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239.
Глава II. Теоретические основы воспитания
2.3. Цель и задачи воспитания
ного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода»*.
Начинать надо с сегодняшней, доступной перспективы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя) перспектива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.
А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сейчас материя, выражена в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике, — очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность»**.
И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, завуалированы от воспитанника, ради которого они ставились и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников -- разнолики, разноплановы, а достижение их происходит в едином процессе.
Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники называют (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь,
* Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
** Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465.
счастье, высшее образование, интеллигентность, хорошая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «свободно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.
И еще. Мысли воспитанника относительно цели сумбурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Фе-юровой, написанное как ответ на философское высказывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:
Что есть гармония души?
И что теряет проигравший?
Мечты куда-то отошли,
Остался он, все что-то ждавший. Путь беспорядочен и прост, Но что скрывается за этим? А то, что жизнь, как чистый холст, Что белизной своею светел.
Он чист, свободен от тревог,
Печали, горя и заботы.
Таким казаться каждый мог,
Когда б нашелся этот кто-то. Но человек есть человек, Он тонет в грусти, в неудачах И мрачно доживает век В своих поставленных задачах.
Их словно нет, они нигде -
Роятся в хаосе и бездне,
И голова трещит от дел
Пустых, никчемных, бесполезных. Создавший образ свой таким, Неусомнившийся в провале, Тот, мысли чьи неглубоки, Средь нас останется едва ли!
Мудрость педагогическая, видимо, в том заключается, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспитательном процессе школы, постепенно, исподволь руководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в
Глава II. Теоретические основы воспитания
жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к которым переориентирует (если цель неблаговидна), выведет (если.цель расплывчата и туманна}... к цели возвышенной, сформулированной самим педагогом.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Цели воспитания в глобальном и локальном значении: как
они взаимосвязаны? Не противоречат ли друг другу? И если
да, то как выходить из этого противоречия?
2. Как формулируется цель воспитания в современной гума
нистической теории воспитания? Найдите доводы, подтвер
ждающие ее необходимость.
3. Диалектическое единство цели и стратегических задач.
4. Задачи стратегические и тактические как основа отбора со
держания и планирования воспитательной работы.
5. Основные идеи, позволяющие педагогу стимулировать са
моактуализацию воспитанников в процессе воспитания.
Рекомендуеиаялитература
Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.
Берне Р. Развитие Я-концпции и воспитание. М., 1986.
Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. VI, § 1.
Караковский В.А. и др. Ориентирование детей на общечеловеческие ценности // Кн. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. V.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М., 1977.
Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.
Маленкова Л. И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.
Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С, Цели современного воспитания, Ульяновск, 1996.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. Темы 8, 9.
2.4.Сопротивление воспитанию» |
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
Целеполагание в школьной воспитательной системе // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ч. III. §1,9.