Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач.

Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто. Слишком большая социально-культурная дистанция (если не культурный разрыв) отделяет идеалы и ценности этого воспитания от реального состояния социальной и образовательной среды. Назовем основные трудности на этом пути.

Социальная поляризация общества. Она сказывается на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии.

Разнотипность образовательных учреждений и разнонаправленность реализуемых ими образовательно-воспитательных программ. Между тем общая стратегия гражданско-патриотического воспитания предполагает достаточно высокий уровень единства образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности.

Отсутствие общероссийской консолидированной системы ценностей и слабость общероссийской идентичности. Реализация на практике и в масштабе всей страны единой линии патриотического воспитания должно поддерживаться, хотя бы минимально, чувством общего дела и общего будущего страны, а не частными делами и частным интересом. Однако, формирование коллективных идентичностей связано в основном с утверждением представлений о целостности той или иной региональной ли этнической общности.

Основу формирования и реализации общей стратегии патриотического воспитания еще предстоит создавать совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, профессиональных субъектов образования. Можно выделить несколько стратегических ориентиров на этом пути, которые обозначили бы решительный поворот к формированию единого пространства патриотического воспитания.

Создание государственно-общественной системы патриотического воспитания детей и молодежи. Ее ядро могли бы составить интегрированные учебно-воспитательные комплексы, состоящие из государственных общеобразовательных учреждений; структур дополнительного образования; детских общественных объединений, работающих на постоянной и профессиональной основе при финансовой, материально-технической поддержке государства. Характер деятельности таких комплексов должны определять: сочетание систематического обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти (неформальное образование); стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной, патриотической направленности; создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов детей и молодежи в объединениях по интересам; привлечение к неформальному образованию и общественной деятельности возможно большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; кадровое обеспечение деятельности учебно-воспитательных комплексов (введение ставок старших вожатых, педагогов-организаторов, подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений (проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен); подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания.

Реализация на практике идеи социального государства, стратегическая заинтересованность государства в развитии и расширении социальной сферы, переход к общественной системе, базирующейся на развитии человека, повышении его знаний, духовном обогащении, культурном совершенствовании. С точки зрения стратегии гражданско-патриотического воспитания особо важное значение имеет один из главных принципов социального государства – принцип социальной солидарности. На уровне социальной практики этот принцип означает способность и готовность власти, работодателей, профсоюзов, партий, неправительственных организаций вступать в переговоры и заключать локальные, региональные, общенациональные соглашения по базовым вопросам общественной жизни. Договариваться на основе патриотического долга, взаимного согласия и компромисса, жертвуя, если это необходимо, частью своих групповых, корпоративных интересов. Поддержка государством подобных практик, внедрение образа солидарных действий в повседневную жизнь и массовое сознание означали бы создание полноценной среды массового воспитания гражданственности – в масштабе города, региона, российского государства.

Сочетание патриотического воспитания с социальной поддержкой работающей молодежи (возможности получения достойной работы, решения жилищных проблем, забота о новорожденных, организация семейного отдыха и т. д.). Наиболее перспективным направлением молодежной политики сегодня, видимо, является объединение молодых людей по интересам, привлечение молодежи к участию в масштабных региональных и общенациональных социальных проектах.

Формирование, пропаганда, закрепление средствами обучения и воспитания культурных образцов общероссийской идентичности. Надо помнить о том, идентичность не просто выделяется определенными признаками, но формирует четко выраженную логику поведения, выступает в качестве реальных «правил жизни», моделей выстраивания собственной жизни и адекватного понимания воспитательных воздействий.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды:

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

· создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;

· формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;

· усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

· подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;

· разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания могут включают в себя:

– компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);

– компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);

– компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).

Задание 7

1. Раскройте содержание общей стратегии патриотического воспитания.

2. Соотнесите общую цель и конкретные задачи гражданско-патриотического воспитания.

3. Основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в
системе образования

3.1. Психолого-педагогические основы деятельности педагогов
в области патриотического воспитания

Успешность и результативность патриотического воспитания во многом зависит от профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания, эмоциональной отзывчивости, нравственной чуткости, творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы и запросы молодых людей.

Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами как способность создавать условия для духовно-нравственного становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества.

Педагогические принципы и современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогов в области патриотического воспитания: ориентация на идеи гуманизации воспитания и дополнительного образования, наполнение деятельности педагогов реальным личностно-ориентированным содержанием; определение и практическая реализация условий (управленческих, организационных, психологических), обеспечивающих достоинство и свободу личности молодого человека в образовательном учреждении.

Задание 8

1. Назовите факторы, определяющие результативность патриотического воспитания молодежи.

2. Какие рекомендации педагогам по совершенствованию патриотического воспитания вы можете дать.

3.2. Компетентностный подход в гражданско-патриотическом
воспитании

В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т.д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания. Но как самостоятельное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует особого, целостного и комплексного подхода к реализации его целей и задач. Подход должен обеспечивать следующие параметры воспитательного процесса:

– направленность воспитания на решение крупных общественных задач, связанных с укрепление единства российского общества и формированием общероссийской патриотической идентичности;

– приоритетность формирования гражданских ценностей и идеалов гражданственности, социальной солидарности, ответственности;

– интегративность содержания по отношению к формированию и развитию личности и ориентирам ее коллективистского самоопределения.

Необходимо выработать такой подход, который учитывал бы общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе), стимулировал бы развитие воспитательных систем в направлении активного коллективообразования и соответствующей организации окружающей социальной среды.

Учесть эти условия гражданско-патриотическое воспитание можно выдвинув на первый план формирование единого образовательно-воспитательного пространства (интеграцию воспитательной системы и социальной среды) школы, локального сообщества, города, региона. С точки зрения форм и методов воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к разнообразным воспитательным воздействиям, управления этими воздействиями в организуемой социальной среде. Дети и молодые люди должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций. В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов, детей, молодежи.

Интегративный подход предполагает:

– объединение воспитательных систем отдельных школ, других образовательных учреждений на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных учреждений района;

– предварительное изучение локальной социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства – школ, учреждений дополнительного образования, центре социальной и психологической помощи, детских и молодежных формальных и неформальных объединений, педагогов, родителей, детей и т.д.;

– гибкая организации воспитательного пространства как «сверху» (по инициативе территориальных органов управления), так и «снизу» – по инициативе детей и молодежи (клубы, объединения по интересам, социальные проекты);

– консолидация образовательного пространства вокруг общей, социально-значимой цели, способной объединить всех его участников, мотивировать их творческую, солидарную, ответственную деятельность;

– использование разнообразных социально-коммуникативных возможностей, предоставляемых воспитательным пространством, – деятельности образующих его коллективов, смены и активной реализации социальных ролей, диалога с представителями различных поколений, общих событий и т.д. – для воспитания гражданских качеств личности.

Каждый из названных подходов акцентирует внимание на том или ином аспекте гражданского воспитания. Но как целостное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует целостного и комплексного полхода к решению его целей и задач.

В построении гражданского образования одним из ведущих подходов признан компетентностный подход.

Гражданская компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций. Термин компетенции (ключевые компетенции) относительно недавно появился в отечественной педагогической науке и остается во многом спорным. Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Таким образом, компетенция – это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент.

Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида.

Мировой образовательный опыт показывает нам, какие именно компетенции хотело бы видеть сформированными у выпускника школы современное общество. Наиболее развёрнуто они сформулированы в заключительном докладе М. Стобарта, бывшего в конце 1990-х годов заместителем директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы[2]:

1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов).

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий).

3. Коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением, в том числе несколькими иностранными языками).

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе).

5. Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).

Первые две из перечисленных групп компетенций могут быть объединены в группу гражданских компетенций.

Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды. Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания – основанием, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании.

Источники и литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». – М., 2001.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007.

3. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2007.

4. Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2007.

5. Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2007.

6. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.

[1] Е.Е. Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО.

[2] Отчёт по государственному контракту от 11 июня 2003 № 957 по проекту: «Роль образовательной среды в реализации непрерывного образования» (промежуточный отчёт). – М, 2003. – С. 45-46.

Наши рекомендации