Методы и средства обучения в вузе и их классификация
Метод – прием, способ исполнения работы.
Метод обучения – способ предоставления (подачи) информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это те действия, которые взаимно связывают педагога и студента, то есть бинарные, двойственные по своей сути.
Педагогическая наука выделяет пять основных методов обучения, раскрываемых ниже. Причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной и методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
2. Репродуктивный метод. Применение изученного на основе образа или правила носит алгоритмический характер.
3. Метод проблемного изложения. Вначале ставится проблема и формулируется познавательная задача, затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) практических задач. В данном случает процесс мышления студента приобретает продуктивный характер.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа студенты самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
Дидактические средства – это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. В современной педагогической науки не существует строгой классификации средств обучения.
Обычно выделяют две группы средств – простые и сложные.
К простым средствам относятся текстовые и простые визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр.
К сложным средствам обучения можно отнести лабораторное и научное оборудование; аудиовизуальные средства; лингвистические кабинеты, компьютерные, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств обучения принимают общепринятые знаковые системы, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т.п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовский требований.
Обучение станет эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.
В связи с широким применением в вузах компьютерных средств обучения, среди них можно выделить четыре группы.
1 – для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП);
2 – ориентированные на приобретение обучающимися знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП).Названные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления познавательной деятельностью;
3 – для формирования у обучающихся в процессе учения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие формирование необходимых профессиональных навыков и умений в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию, а также проектированию технических объектов; автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), разрабатываемые и используемые в образовательном процессе для получения навыков и умений решения задач исследовательского характера; компьютерные функциональные и комплексные тренажеры (КФТ и ККТ), позволяющие сформировать у будущих специалистов качества, определяемые их профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры (КДИ и КСИ), имитирующие те или иные практические ситуации; автоматизированные моделирующие системы (АМС).
4 – для решения нескольких дидактических задач одновременно. Это автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные системы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных (БД) и базы знаний (БЗ), универсальные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных; электронные таблицы (ЭТ), математические пакеты (МП) и средства мультимедиа (СММ), позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач.
Деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мере условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных дидактических задач. В последнее время особую актуальность приобретают дидактические обучающие комплексы.
Проникновение в образовательную сферу технологических средств, появившихся в результате цифровой революции, поставило под большой вопрос усилия доминирующего классического образования. Волна технологических инноваций, обрушившихся на высшую профессиональную школу, спровоцировала длительные образовательные и общественные дебаты. Размышление о введении новых технологий обучения предусматривает появление новых участников и комплекса новых педагогических концепций.
Преподаватели вузов в нашей стране сегодня чётко осознают, что их первоочередной задачей является реальная подготовка высококлассного специалиста в той или иной сфере, а осведомлённость обучающихся касательно новых информационных и коммуникационных технологий и работа с ними согласно индивидуальной образовательной траектории способствуют постоянному обновлению содержания и методов их обучения.