Урок как основная форма обучения в современной школе
Формы обучения
Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимо-действия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внеш-нюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.
В теории и практике образования известно много различных форм обучения: днев-ное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массо-вое обучение, семейное образование и т.д.
Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных заня-тий. К ним относятся урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, фа-культатив и т.д. На рас. 4.9 приведён пример реализации методов, приёмов и средств обучения на лекции.
Урок как основная форма обучения в современной школе
Формы учебных занятий подразделяются на основные и дополнительные. В школе основ-ной формой обучения является урок, в вузе - лекция и семинар.
Урок – основная структурная единица учебного процесса в современной школе. Он харак-теризуется следующими признаками:
а) постоянным составом педагогов, работающих с данным классом;
б) предметной системой обучения (на уроке изучается определённый учебный предмет);
в) относительной структурной завершённостью (урок представляет собой законченный от-резок преподавания и учения, в его структуре легко выделяются начало и конец).
К современному уроку предъявляется много требований. К общим требованиям относятся:
- реализация на каждом уроке основных функций обучения: образовательной, воспита-тельной, развивающей;
- использование на уроке новейших достижений науки и передовой педагогической практи-ки;
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- реализация на уроке принципов обучения в их оптимальном соотношении;
- мотивация и активизация всех сфер личности учащихся;
- связь изучаемого материала с ранее изученным, опора на данный уровень развития уче-ников;
- установление на уроке межпредметных связей;
- обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей, потребностей, способностей;
- логичность всех этапов урока и эмоциональность;
- эффективное использование материальных и материализованных средств обучения;
- связь учебного материала и работы на уроке с жизнью, с личным опытом учащихся, с производственной деятельностью;
- формирование у детей умения учиться, обучение их рациональным приёмам мышления и деятельности;
- формирование у детей потребности постоянно пополнять объём знаний, овладевать но-выми умениями и навыками; формирование потребности в само-развитии;
- диагностика, прогнозирование, тщательное планирование урока.
Одним из общих требований к уроку является наличие триединой дидактической цели (ТДЦ), включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи, соотноси-мые с основными функциями обучения.
Реализация всех трёх функций обучения на каждом уроке достигается при соблюдении комплекса требований, отражающих образовательную, воспитательную и развивающую функции.
К образовательным требованиям относятся:
- чёткое определение образовательных задач каждого урока;
- рациональный отбор информации для урока, оптимизация содержания образования с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся;
- рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения;
- творческий подход к планированию структуры урока;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения;
- обеспечение на уроке обратной связи, контроля усвоения учебного материала, педагоги-ческого управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
- использование новых достижений педагогической науки и новых образовательных техно-логий.
В число воспитательных требований к уроку входят:
- определение воспитательных возможностей учебного материала и организации деятель-ности учащихся;
- постановка воспитательных задач, реально достижимых, логично вытекающих из целей и содержания данного урока;
- формирование жизненно необходимых качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, самостоятельности, коллективизма, настойчиво-сти и др.;
- внимательное и чуткое отношение к ученикам, педагогический такт, со-трудничество с учениками и заинтересованность в их успехе.
Развивающие требования включают в себя:
- формирование и развитие у учеников положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, активности и творческой инициативы;
- развитие внимания, памяти, мышления, чувств и эмоций;
- изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся, стимулирование новых каче-ственных изменений в их развитии.
Кроме общих требований к уроку, есть психологические, организационные, управленче-ские, санитарно-гигиенические и другие требования.
Каждый урок занимает определённое место в системе обучения данному предмету в дан-ном классе по данному варианту учебного плана. Иными словами, ценность отдельно взя-того урока в учебном процессе относительно невелика, если он «вырван» из общей систе-мы учебных занятий. Усвоение урочного материала происходит не только на уроке, но и в процессе домашней работы ученика, а также при закреплении и обобщении на последую-щих занятиях.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке
Разнообразие форм обучения является одним из важнейших требований к современному уроку. По охвату учащихся выделяются фронтальные, индивидуальные и групповые фор-мы обучения.
При фронтальном обучении учитель осуществляет управление деятельно-стью сразу всех учеников класса, работающих над решением единой учебной задачи, организуя со-трудничество учащихся и определяя одинаковый для всех темп работы. Фронтальные формы позволяют вести массовое обучение, экономить время урока, например, при объяс-нении, инструктаже, демонстрации, адресуя их сразу всем ученикам. Однако фронтальная работа не позволяет учесть индивидуальные различия учащихся, применяя фронтальное обучение, учителю приходится ориентироваться на среднего ученика. В результате слабые ученики не выдерживают предложенного темпа усвоения, а сильные ученики скучают от безделья.
Недостатки фронтального обучения на уроке компенсируются за счет индивидуальных форм работы. Индивидуальное обучение – это и самостоятельное выполнение учениками одинаковых для всего класса заданий (упражнений, домашних, самостоятельных и кон-трольных работ и т.д.) и выполнение заданий, данных учителям отдельно конкретным уче-никам с учетом их учебных возможностей. В последнем случае обучение называют инди-видуализированным. Индивидуализация обучения может достигаться, например, при по-мощи специально разработанных карточек с заданиями разного уровня сложности, и раз-ной тематики. Индивидуализация обучения может осуществляться как на уроке, так и в домашних заданиях. В случае, когда часть учащихся работает над выполнением индивидуальных заданий, а часть – с учителем, формы организации называются индивидуально-групповыми.
Особенность групповых форм обучения состоит в том, что учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. При этом педагогическое управление осуществляется не только непосредственно, но и опосредованно – через ученических лидеров (командиров, бригадиров, звеньевых). Учебные группы могут быть сформированы…
- как группы постоянного состава (звеньевая форма);
- как временные, сформированные специально для выполнения определённого задания (бригадная форма);
- как группы, выполняющие свою часть работы в общем для нескольких групп задании (ко-оперированно-групповая форма);
- как группы, объединяющие учащихся с одинаковыми учебными возможностями (диффе-ренцированно-групповая форма).
К групповым формам относят также работу в парах.
Наверх