Урок как основная форма обучения в школе

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Урок — это законченный в смысловом, вре­менном и организационном отношении отрезок (этап, звено, эле­мент) учебного процесса.

Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качес­тво школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей на­правляются на создание и внедрение таких технологий урока, кото­рые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обуче­ния. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения пе­дагогом требований к уроку, которые определяются социальным за­казом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Для урока как формы учебной работы свойственны такие признаки:

1. имеет строго обозначенные рамки учебного времени, отводится на изучение одного предмета;

2. присутствует, как правило, постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовки;

3. урок имеет дидактическую структуру;

4. урок строится, исходя из целей и задач обучения, закономерностей и принципов учебного процесса, направлен на обучение, воспитание и развитие;

5. творцом, организатором и руководителем урока является учитель.

Среди общих требований, которым должен отвечать качествен­ный современный урок, выделяются следующие:

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Использование новейших достижений науки, передовой педа­гогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклон­ностей и потребностей.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Установление межпредметных связей.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Эффективное использование педагогических средств.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.

Урок как основная форма обучения в школе - student2.ru Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Обратите внимание

Почему урок — главная фор­ма обучения? Единственно правильный ответ на него такой: имен­но на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной, работе школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Имен­но на уроке достигается обучение, развитие учеников. Другие фор­мы только помогают уроку.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уро­ку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развиваю­щих.

К дидактическим требованиям относятся:

· четкое определение образовательных задач каждого урока;

· рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

· разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

· творческий подход к формированию структуры урока;

· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоя­тельной деятельностью учеников;

· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

· научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

· определение воспитательных возможностей учебного материала, дея­тельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых вос­питательных целей;

· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

· воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответствен­ности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внима­тельности, честности, коллективизма и др.;

· внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;

· гуманизация, сотрудничество, личностно ориентированное воспитание.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

· формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и ак­тивности;

· изучение и учет уровня развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;

· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимули­рование новых качественных изменений в развитии;

· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, со­циальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных заня­тий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку предъявляются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические, эстетические, этические, а также требования оптималь­ного общения учителя с учениками, сотрудничества с ними.

Итак, урок — главная форма школьной работы. Это закончен­ный в смысловом, временном и организационном отношении отре­зок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок поддерживается вспомогательными формами. К уроку предъявляются очень высо­кие требования. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить.


Наши рекомендации