Выбор темы исследования и обоснование её актуальности
Выбор темы исследования является важнейшим этапом в работе над курсовым исследованием.
Основными требованиями к теме являются: лаконичность, однозначность, грамотное использование терминологии, актуальность.
Тематика курсовых работ может быть, как предложена научным руководителем, так и сформулирована студентом исходя из его профессионально-педагогических и научных интересов. Часто тема вытекает из затруднений, с которыми столкнулся студент в практической деятельности, при теоретическом рассмотрении научных проблем и вопросов.
Важно, чтобы предложенная тема курсовой работы стала личностно и профессионально значимой для студента.
При обосновании актуальности избранной темы исследования важно указать на степень её изученности в научной литературе (указать учёных, которые внесли вклад в изучение проблемы; выявить недостаточность проработки тех или иных элементов).
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, студент приступает к работе, которая начинается с определения сроков выполнения различных этапов курсовой работы.
Структура курсовой работы
Курсовая работа обычно состоит из введения, двух или более глав с 2-3 параграфами, заключения, библиографии, приложений. Объём курсовой работы – ориентировочно 24 страницы машинописного текста.
Существуют различные варианты оформления титульного листа курсовой работы. Однако наиболее распространённым является следующий вариант:
Вверху листа указывается точное название учебного заведения, кафедра, на базе которой осуществляется написание курсовой работы. В центре – название курсовой работы. Ниже, справа – фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, далее - фамилия и инициалы научного руководителя.
Внизу – год и место написания работы.
Образец оформления титульного листа приводится ниже (схема 1).
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный
социально-гуманитарный университет»
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ
НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Выполнила: студентка 3 курса
группы ТиП, А
Иванова Зоя Андреевна
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Савельева С.С.
Коломна
После титульного листа идёт содержание (план) курсовой работы. Так, тема «Эстетическое воспитание учащихся среднего школьного звена» может иметь такой вид плана с указанием страниц (Таблица 1).
Таблица 1
Введение 1. Теоретические основы эстетического воспитания………………………………………………………..3 1.1. Сущность эстетического воспитания…………………………………………………………………….7 1.2. Цель и задачи эстетического воспитания………………………………………………………………13 1.3. Методы и формы эстетического воспитания учащихся……………………………………………….17 2. Специфика эстетического воспитания учащихся среднего школьного звена…………………………..21 2.1. Возрастные и психологические особенности учащихся среднего школьного возраста……………..25 2.2. Методы и формы эстетического воспитания учащихся среднего школьного возраста……………..28 2.3. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию учащихся среднего школьного звена……………………………………………………………………………………………………………34 Заключение…………………………………………………………………………………………………….38 Список использованной литературы…………………………………………………………………………43 Приложения |
Далее необходимо оформить введение курсовой работы. В нём должны быть обоснована актуальность избранной темы исследования и степень её разработанности в науке. Далее необходимо определить методологический аппарат исследования в следующей последовательности:
· цель исследования (результат, который намеревается получить исследователь);
· объект исследования (что рассматривается в широком смысле);
· предмет исследования (как рассматривается объект, что нового раскрывает в нём исследование);
· задачи исследования (конкретизируют цель: что необходимо сделать для достижения цели);
· методы исследования (какие способы позволяют достичь поставленной цели).
Например, введение к курсовой работе на тему «Общение как средство воспитания на уроках технологии в 5 классах» можно представить следующим образом:
ПРИМЕР!!!!
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Деятельность педагога относится к тем, где продуктивное общение является основой профессионального успеха и совершенствования личности воспитанника. Отсутствие у педагога навыков общения, взаимодействия и сотрудничества приводит к потере интереса, снижению мотивации учащихся.
Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений учителя и учащихся. Другими словами, педагогическое общение выступает как одно из главных средств воспитания подрастающего поколения.
Известно, что развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.
Проблема педагогического общения была представлена в трудах классиков советской педагогики. В.А Сухомлинский подчеркивал, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения словом ибо «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным».
А.С. Макаренко считал, что личность воспитывает всё, но, прежде всего, слово учителя.
В наши дни проблема педагогического общения изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социальной психологии, педагогики, педагогической психологии и др., каждая их которых рассматривает ту или иную грань данной комплексной проблемы.
В современной науке проблема педагогического общения занимает центральное место в исследованиях таких учёных, как: В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Лобанов, А.В. Мудрик и др.
Однако, несмотря на пристальное внимание исследователей к проблеме педагогического общения в науке недостаточно изучены особенности общения как средства воспитания на уроках технологии. Это противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель: исследовать особенности общения как средства воспитания учащихся на уроках технологии.
Объект: педагогическое общение.
Предмет: общение как средство воспитания.
Задачи:
1) изучить сущность, функции и структуру общения;
2) исследовать различные стили педагогического общения;
3) выявить специфику подросткового типа общения в рамках образовательной области «Технология»;
4) определить особенности общения как средства воспитания на уроках технологии;
5) охарактеризовать значение личности учителя технологии в педагогическом общении;
6) разработать методические рекомендации по организации общения как средства воспитания на уроках технологии.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, анализ продуктов деятельности учащихся.
В ходе написания курсовой работы целесообразно использовать следующие слова и выражения:
из вышесказанного можно сделать вывод о том, что…
очевидно, что…
как показывает анализ исследований по проблеме…
отсюда видно, что…
в связи с этим…
исходя из…и др.
В тексте курсовой работы необходимо также использовать фразы:
как справедливо отмечает ….
по мнению А.С. Макаренко…
В.А. Сластёнин считает, что…
исходя из мнения ….о том, что….
опираясь на концепцию... и др.
Ссылки на источники указываются в тексте курсовой работы в квадратных скобках. Например, [5; 89], где первая цифра – это номер источника в списке использованной литературы (библиографии), а вторая – номер страницы, где находится данная фраза, цитата.
В заключении курсовой работы содержатся выводы о результатах исследования, обобщения по отдельным блокам материала. Выводы должны быть самостоятельными и обоснованными.
В заключении следует использовать следующие фразы: «Таким образом, поставленные в ходе исследования цель и задачи были выполнены в полном объёме:….» (тут необходимо конкретизировать, что именно было сделано, проанализировано, изучено, исследовано, выявлено и т.п.). Также важно указать перспективные направления дальнейшего исследования проблемы.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с установленными требованиями в алфавитном порядке и нумеруется.
Например:
· Журнальная статья оформляется так:
Цукерман Г.А., Ермаков И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 1. – С. 56 – 74.
· Справочная литература:
Тюмасаева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. – Спб.: Питер, 2004. - 464 с.
· Учебные пособия, хрестоматии, учебники:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х томах. – Т. 1, 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Смирнов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2005. – 400 с.
3. Ушинский К.Д. // Хрестоматия по истории педагогики / Под общей ред. С.А. Каменева. – М., 1936. – Т. IV.
В приложениях курсовой работы содержатся, как правило, беседы, анкеты, использованные студентом в ходе написания курсовой работы, авторские и модифицированные методики определения различных личностных характеристик, планы-конспекты уроков, внеклассных воспитательных мероприятий. В тексте курсовой работы целесообразно делать сноски на те или иные приложения. Например: Для выявления уровня мотивации учащихся 5-х классов использовалась методика А.А. Реан (Приложение 1).
Защита курсовых работ проводится в группе. Вначале студент выступает с речью, в которой кратко (7-10 минут) обосновывает актуальность темы исследования, указывает методологический аппарат исследования, и далее обобщает результаты исследования по параграфам и главам.
Работа должна быть представлена в печатном виде и на диске (диск должен быть вложен в пластиковый контейнер с уменьшенным вариантом титульного листа на нем).
К.п.н., доцент Савельева С.С.