Пенсионное обеспечение отдельных категорий
государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей
Таких категорий несколько. В отношении некоторых из них приняты, как отмечалось, специальные законы, которыми введены соответствующие условия и нормы их пенсионного обеспечения, отличные от общепринятых, предусмотренных для кадровых военнослужащих. На другие категории соответствующими законами распространены правила пенсионного обеспечения, установленные для указанных военнослужащих, с некоторыми уточнениями и дополнениями[178].
Ежемесячное денежное содержание для судей.Для судей всех судов России и судей Конституционного Суда РФ установлено так называемое не облагаемое налогами ежемесячное денежное содержание (далее именуется сокращенно — «содержание»).
Оно введено для судей Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе
судей в Российской Федерации», а для судей Конституционного Суда
РФ — Законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[179].
Такое содержание выплачивается по Закону от 26 июня 1992 г. пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности не менее 20 лет. Если стаж судебной работы меньше, но все же не менее 10 лет, то содержание устанавливается по достижении 55 или 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Таким образом, при полном стаже судейской работы содержание назначается независимо от возраста, а при неполном — не ранее достижения указанного возраста.
В стаж работы судьи включается как работа в качестве судьи в судах Российской Федерации и бывшего Союза ССР, так и работа в качестве судьи в судах государств, входивших ранее в состав СССР. Включается в этот стаж также работа в должности государственного арбитра.
Верховный Совет РФ разъяснил некоторые вопросы, связанные с применением названного выше Закона, в Постановлении от 20 мая 1993 г.[180] В нем, в частности, установлено, что под работой в сфере правосудия понимается работа на должностях, дающих право на присвоение классного чина, а в военных судах — также на должностях, дающих право на присвоение офицерского звания. В стаж работы судьи включается работа в должности государственного арбитра. Исчисление содержания производится из расчета должностного оклада, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам — районным и т.д., надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
За время работы, кроме научной и педагогической, ежемесячное пожизненное содержание не выплачивается.
Размер содержания при стаже судейской работы в 20 лет составляет 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. За каждый полный год стажа такой работы свыше 20 лет денежное содержание увеличивается на 1%, но не более чем до 85% денежного содержания.
Если стаж судейской работы менее 20 лет (но не менее 10 лет), размер содержания исчисляется пропорционально числу лет, отработанных судьей (при 10 годах стажа этой работы размер составляет 40%, при 15 — 60% заработка и т.д.).
Практически содержание исчисляется из полного заработка судьи: в него включаются должностной оклад, доплаты за квалификационный класс и выслугу лет, различные надбавки. При повышении заработка работающим судьям содержание судей, пребывающих в отставке, пересчитывается и соответственно увеличивается.
Судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, также устанавливается ежемесячное денежное содержание. Условия и нормы назначения такого содержания несколько иные.
Для назначения содержания необходим стаж работы судьи не менее 15 лет. В этот стаж засчитывается все время предшествующей работы по юридической профессии. Какой-либо возрастной ценз в данном случае не установлен.
Размер содержания — 80% денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда, а для судей, имеющих право на получение надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», — 85%.
Исчисляется размер содержания практически из полного заработка. В него включаются должностной оклад, различные надбавки к должностному окладу (за выслугу лет, сложность, напряженность и специальный режим работы, ученую степень и т.д.), денежное поощрение по итогам работы за квартал и год. При увеличении денежного вознаграждения работающим судьям соответственно пересчитывается и увеличивается содержание судей, пребывающих в отставке.
Содержание, установленное для судей Конституционного Суда, как и содержание для иных судей, не облагается налогом.
За время выполнения любой оплачиваемой работы (кроме преподавательской работы, литературной и иной творческой деятельности, а для судей Конституционного Суда также работы в сфере правосудия) содержание не выплачивается.
Подача заявления о назначении ежемесячного денежного содержания судьям, его назначение и выплата осуществляются по особым правилам соответствующими государственными органами — органами юстиции или судами, а судьям Конституционного Суда РФ — этим Судом.
Указом исполняющего обязанности Президента РФ от 7 февраля 2000 г. введено ежемесячное денежное содержание для членов семьи судьи Конституционного Суда РФ (в том числе пребывающего в отставке) в случае его смерти, гибели. Ежемесячное содержание устанавливается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении судьи. Круг членов семьи, имеющих право на ежемесячное денежное содержание, и сроки его выплаты определяются применительно к ст. 50 и 51 Закона 1990 г.
Размер указанного ежемесячного денежного содержания на каждого члена семьи составляет сумму, равную четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти. Оно выплачивается сверх пенсии, назначенной на общих основаниях. Выплачивается ежемесячное денежное содержание Конституционным Судом РФ. При этом за вдовой (вдовцом) сохраняется право на получение этого содержания до вступления в новый брак (это правило отличается от общего правила, согласно которому назначенная пенсия при вступлении в новый брак сохраняется).
Издание данного Указа свидетельствует, видимо, о введении дополнительного материального обеспечения в виде пенсионных выплат властью главы государства сверх того обеспечения, которое предусмотрено Федеральным Конституционным законом. Подобная практика представляется не соответствующей Конституции РФ.
Доплаты к пенсии для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.Особые пенсии введены для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Они, как и члены Совета Федерации, занимают государственные должности согласно Сводному перечню таких должностей (в перечень включены должности руководителей этих учреждений, их заместителей, руководителей комитетов, их заместителей, руководителей подкомитетов и членов комитетов). Следовательно, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право на доплату к пенсии, как и другие лица, замещающие государственные должности (см. §2).
Кроме того, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что депутатам Государственной Думы, имеющим трудовой стаж, равный требуемому для назначения пенсии по старости (включая пенсию на льготных условиях), полномочия которых прекращены в связи с роспуском Государственной Думы государственная пенсия, с их согласия, назначается досрочно, но не ранее, чем за два года до достижения установленного пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75% ежемесячного денежного вознаграждения депутата. Какой-либо срок достижения пенсионного возраста после роспуска Государственной Думы не установлен. Значит, пенсия назначается тогда, когда депутат достигнет такого возраста.
Согласно упомянутому закону в редакции от 5 июля 1999 г., гражданин России, который являлся депутатом Государственной Думы не менее одного года, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом 1990 г., в том числе установленной досрочно согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации». Ее размер определяется в таком же порядке, что и гражданам, занимавшим государственные должности Российской Федерации. При исполнении полномочий депутата от года до трех лет доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты к ней составляла 55%, а при исполнении полномочий депутата свыше трех лет — 75% ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.
Причина прекращения полномочий депутата значения не имеет, за исключением одного случая — прекращения полномочий на основании вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Размер доплаты пересчитывается при увеличении вознаграждения, выплачиваемого депутатам Государственной Думы.
Таким образом, пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы не отличается от того, которое предусмотрено для лиц, замещавших государственные должности и некоторые другие должности, в частности в органах федеральной исполнительной власти, аппарате Президента РФ и т.д. В некоторых случаях доплата к пенсии последним даже выше.
На равных основаниях с депутатами Государственной Думы осуществляется пенсионное обеспечение граждан, которые являлись членами Совета Федерации, а также народные депутаты РСФСР созыва 1990—1995 гг., являвшиеся членами Верховного Совета РФ или осуществлявшие свою депутатскую деятельность в Верховном Совете РФ или в его органах на постоянной основе. Другие народные депутаты РСФСР указанного созыва также имеют право на пенсию, однако при условии, если они приобрели право на пенсию до 30 июня 1995 г., т.е. до истечения депутатских полномочий (это ограничение предусмотрено инструкцией Минфина РФ, изданной по поручению Президента РФ)[181].
Размер пенсии всем указанным депутатам исчисляется из заработка депутата Государственной Думы. Их пенсия также пересчитывается и увеличивается в случае его повышения.
С августа 1999 г. предусмотрено материальное обеспечение членов семьи умерших и безвестно отсутствующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В случае их смерти каждому члену семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Круг членов семьи, имеющих право на пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с Законом 1990 г.[182]
Выплата пособия осуществляется сверх пенсии по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета. По существу данное пособие является доплатой к назначенной по Закону 1990 г. пенсии, сумма которой почти вдвое ниже.
Последний нормативный Указ первого Президента РФ в сфере пенсионного обеспечения датирован 27 декабря 1999г. Это Указ «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы — участников Великой Отечественной войны». Данный Указ принят в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
С 1 января 2000 г. указанным гражданам, получающим государственную пенсию, установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости. При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации, назначается одно дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение (о повышении пенсии указанным гражданам см. § 2 гл. 14).
Категории граждан, на которых распространяется действие Закона 1993 г.Соответствующими законами пенсионное обеспечение, установленное Законом 1993 г., распространено на несколько категорий работников (включая их семьи) ряда служб и ведомств, в частности на должностных лиц таможенных органов и их семьи [183]; сотрудников налоговой службы и полиции и их семьи[184]; прокуроров и следователей, работников научных и образовательных учреждений Российской Федерации, находящихся в ведении Прокуратуры, имеющих классные чины, и их семьи[185].
Указанным гражданам и их семьям пенсии назначаются применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством для граждан, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Правительство РФ издало ряд подзаконных актов, которыми детализированы порядок назначения и выплаты пенсий указанным категориям граждан и их семьям. В них определяются, в частности, правила исчисления выслуги лет и заработка, перерасчета пенсии, оформления документов и организации работы по пенсионному обеспечению.
В основном они во многом совпадают с теми правилами, которые предусмотрены Законом 1993 г. Обычно в выслугу лет засчитываются все периоды, указанные в названном законе, а также иная работа, с учетом которой устанавливается пенсия работникам, на которых распространено действие этого закона; пенсия исчисляется из полного заработка, она пересчитывается (увеличивается) по мере роста оплаты труда работающих и т.д. Однако есть и некоторые особенности. Так, работникам прокуратуры в выслугу лет дополнительно может включаться время обучения на дневных отделениях высших и средних юридических учебных заведений в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц работы.
Контрольные вопросы:
1.Какими способами вводятся в последние годы более высокие пенсии и доплаты к ним отдельным категориям пенсионеров?
2.Дайте характеристику пенсионного обеспечения граждан, занимавших государственные должности и должности государственных служащих.
3.В каких размерах устанавливается доплата к пенсии государственным служащим? Установлен ли для них максимальный размер пенсии?
4.В чем особенности пенсионного обеспечения судей? В каких размерах и при каких условиях они обеспечиваются ежемесячным денежным
содержанием?
5.Какие доплаты к пенсии предусмотрены для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и их семей?
6.Перечислите категории граждан, которые обеспечиваются пенсией
наравне с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
7.Назовите Указы Президента РФ, которыми установлены особые
правила пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. В
чем эти особые правила заключаются?
8.Объясните, какова система адаптации пенсий и доплат к ним, предусмотренная для отдельных категорий граждан.