Развитие грамматических умений в период устного практического курса

Ознакомьтесь. Законспектируйте.

Грамматические умения — это умения образования и упот­ребления форм слов. Развитие грамматических умений осуще­ствляется практическим путём на синтаксической основе, т.е. употребление грамматических форм усваивается в словосочета­ниях и предложениях.

Задачи обучения правильному образованию и употреблению форм слов в период устного практического курса:

- создание условий для транспозиции знаний и навыков из родного языка;

- отработка употребления тех форм, которые отличаются в рус­ском и украинском языках;

- развитие положительного переноса формообразования и сло­воупотребления применительно к другим словам и словосоче­таниям.

Методика формирования у школьников словоупотребительных умений и навыков (А.П.Коваль):

1) показ образцов употребления слова в различных формах путём составления словосочетаний; воспроизводство их за учителем;

2) демонстрация речевых образцов употребления слова в пред­ложениях; воспроизводство за учителем;

3) предъявление речевого образца связного высказывания с изучаемыми словами в различных формах; воспроизвод­ство за учителем;

4) применение новых слов в речевых ситуациях и игровой
деятельности.

Приёмы работы по формированию грамматических уме­нийв период устного практического курса:

- повторение за учителем готовых словосочетаний;

- сопоставление их с украинскими;

- дополнение словосочетаний (держать в .., идти по … и т.д.) с опорой на наглядность (рисунок, фотографию);

- построение словосочетаний по данному образцу;

- конструирование предложений по образцу из данных слов (в нужной форме, но неправильно расположенных), словосоче­таний;

- построение предложений по образцу без вспомогательных материалов;

- построение предложений по данному началу;

- распространение предложений по вопросам (например: Я учусь(где?) в школе (какой?) новой. - Я учусь в новой школе.);

- «чтение» и составление схем предложений.
Подходы, к работе со схемами предложения:

1) от предложения к схеме:

- произнесение предложения (учителем или детьми), четкое
выделение каждого слова;

- показ обозначения (учителем или детьми) каждого слова на схеме, помещённой в учебнике или на доске;

- определение количества слов в предложении (схему можно составить по ходу произношения предложения);

2) от схемы к предложению:

- «чтение» схемы, помещенной на доске или в учебнике, т.е. определение количества слов в предложении, из сколь­ких слов надо составить предложение;

- представление (учителем) образца построения предложе­ния;

- составление детьми предложения по схеме. В начальной школе используются такие схемы:

___. - в предложении одно слово. I__ ___. - в предложении два слова. I__ ___1___ ___ ___?

В период устного практического курса составляются небольшие предложения (3-5 слов), имеющие состав подлежащего и состав сказуемого, из слов продуктивного лексического минимума.

Прочитайте. Выпишите виды работ для формирования умений и навыков связной речи (синтаксических умений). Особое внимание обратите на формы работы над формированием диалогической и монологической речи. последовательность их использования.

Комплексный характер процесса формирования навыков говорения одновременно с лексической и произносительной работой предполагает также и выработку синтаксических умений:пересказывать прослушанный текст, строить диалогические и монологические высказывания в учебных и реальных жизненных ситуациях. Поэтому на материале прослушанного текста не только уточняется программная лексика, но и проводится детальный анализ фактического и эмоционального содержания связного высказывания (в форме ответов на вопросы, выборочного воспроизведения отдель­ных выражений или фраз), формируется умение выразить собственное отношение к услышанному, т.е. сформулировать личностную позицию по отношению к представленным событиям и действующим лицам. Для пересказа школьникам следует предлагать фольклорные и художественные тексты с динамичным развитием сюжета, прозрачной и доступной лексикой, не перегруженные деталями, однозначной характеристикой персонажей; объёмом до 40-50 слов. Это могут быть рассказы-миниатюры и фрагменты сказок (например, русские сказки «Три медведя», «Репка», фрагмент сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», рассказ В.Осеевой «Три товарища», рассказ Е.Чарушина «Друзья» и др.).

 

На уроках устного практического курса целесообразно использовать полный пересказ, максимально близкий к тексту (например, пересказ сказки Р.Баумволь «Огурец и капуста», рассказа В.Бианки «Купание медвежат», познавательной статьи Б.Розена «Часы, которые заводит солнце»). Это наиболее простой вид репродуктивного высказывания, который предполагает осмысление фактического содержания и полное воспроизведение значимых грамматических конструкций. Школьники с достаточно развитой слуховой памятью легко справляются с этим учебным заданием.

В практике обучения диалогическому высказыванию используются два пути: при дедуктивном способе обучение диалогу начинается с прослушивания образца высказывания. Затем учитель ещё раз предъявляет школьникам учебный текст, сопровождая его комментарием фактического и эмоционального содержания. После этого диалог разыгрывается по ролям и заучивается. Далее следует его репрезентация - учащиеся разыгрывают выученный диалог, трансформируя реплики с учётом собственного словарного запаса и опыта построения грамматических конструкций. Так разыгрываются диалоги из сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш», русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Теремок».

Второй способ - индуктивный - предполагает сначала составление возможных реплик диалога, а затем формирование умений самостоятельного ведения диалога на основе учебно-речевой ситуации. Этот способ включает представление образца, но не для заучивания, а для подражания, имитации (Например: Меня зовут Людмила. А как звать тебя? Мне семь лет. Сколько лет тебе? Я учусь во втором классе. В каком классе учишься ты? Наш класс очень дружный, мы охотно помогаем друг другу. Какие ребята твоего класса?); обучение планированию речевых действий через осознание речевой ситуации (что интересует в новом знакомом); научение развёртыванию содержания диалога адекватно коммуникативной цели (какие ещё вопросы возникают в связи с ответами); комбинирование реплик на основе функциональных связей. С помощью заучивания
целесообразно усвоить лишь диалогические единства, которые содержат формулы приветствия, обращения, прощания.

Важной методической задачей при обучении диалогу является выработка речевой реакции на опорную реплику в соответствии с ситуацией, т.е. умение начинать диалог, исходя из представленной учителем словесной ситуации или изображенной на сюжетном рисунке в учебнике. Поэтому на этапе устного курса русского языка учителю следует подсказать учащимся тему и возможное содержат диалогического взаимодействия. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию у младших школьников навыков диалогического высказывания (к примеру, «Как я собираюсь в школу», «В магазине школьных принадлежностей», «Выходной день в нашем доме», «Кто нужнее человеку» и др.)

Обучение монологическому высказыванию начинается с описания, включающего элементы повествования (описание школы, учебных принадлежностей, дома, города, природы). При отборе упражнений важно учитывать, что на подготовительном этапе умение высказы­ваться распространяется на объём в 1-2 предложения, с опорой на образец или зрительно-слуховую опору. Далее используются задания с постепенным уменьшением количества опор (словесная ситуация или сюжетная картина, картина без комментария ситуации, словесная ситуация без зрительной опоры, план высказывания) и увеличением или усложнением грамматических конструкций.

Для обучения монологу можно использовать заучивание связных высказываний (фольклорные произведения — загадки, считалки, небылицы, скороговорки; эпические и лирические стихотворения). В ходе заучивания образцового произведения школьники интуитивно отмечают основные признаки текста: соответствие одной теме, логичность и последовательность развития сюжета, наличие важной информации, завершённость описания, разнообразие художественных средств. При построении собственного высказывания дети будут ориентироваться на эти признаки.

Необходимо, чтобы на каждом уроке устного практического курса в комплексе проводилась и лексическая, и произносительная, и синтаксическая работа, поскольку игнорирование одного из этих направлений ведёт к речевым ошибкам учащихся.

Наши рекомендации