Вопрос. Развитие способностей и умений в процессе обучения истории. Характеристика учебных умений

Учебные приемы и упражнения

Вооружение учеными приемами.

*передача знаний

*формирование умений применения приемов.

Знание приёма включает определение приёма, признаки, логические структуры.
I этап – введение приёма;
II этап – овладение учащимися этими приёмами.
На втором этапе учащиеся определяют назначение и сферу использования приёма.
Система упражнений.

*выбор приема и применение для решения задачи.

*применение приема в новых условиях

*перенесение знаний о приеме на новы материал

*действие по образцу

*различие(узнавание)

Действия по образцу.
Сущность второго этапа – система упражнений различной степени сложности. Действия по образцу – применение однотипного приёма. Перенесение знаний о приёме на новый материал – тип исторического материала берётся тот же, но с новым содержанием. Далее ученики применяют приём в новых условиях.
1. Определить содержание темы.
2. Сравнение по однородным признакам: определение сходства.
3. Аннотация – краткое изложение содержания книги и статьи с критической оценкой. (Исходный материал, тематика, отношение автора к источнику, характеристика решения темы, характеристика уровня раскрытия темы, полнота освещения вопроса, значение раскрытия темы, адресат, степень популярности и т. д.).
4. Формирование навыков конспектирования (не ранее 8 класса). Конспект – это краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и обоснования их фактами и примерами.
4.1. Для составления конспекта необходимо определить вопросы, которые поднимает автор, то есть составить план.
4.2. Затем необходимо найти утверждения автора по каждому вопросу. 4.3. Далее – выделить авторские аргументы и обоснования.

План (о чём).
Тезисы (что утверждает).
Аргументы (чем подтверждает).

Главное требование – системность, преемственность, постоянность.

20 вопрос. Приёмы и средства обучении истории.

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения (дидактические средства) – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование);

4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Наши рекомендации