Форма организации лекционного и практического курса

Лекции — одна из основных форм учебных занятий в учебных заведениях юридического профиля. Лекции - это теоретическая основа для самостоятельной работы сту­дентов, цель которой состоит в пробуждении у них интереса к самостоя­тельному труду.

Лекционные занятия по курсу «Земельное право» представляют собой комплексную характеристику излагаемых вопросов темы. Лекции проводятся в соответствии с количеством часов, определенных рабочей программой на учебную дисциплину в целом и на каждую тему в отдельности. Лекционные занятия проводятся в форме изложения основных теоретических вопросов по изучаемой теме, а также в форме презентаций с использованием ЭВМ. В них предполагается отражение того ценного и нового, что имеется в науке земельного права на сегодняшний день, и того, что еще не приведено в учеб­никах. Лекции содержат сведения, почерпнутые из большого числа раз­личных источников (учебников, монографий, публикаций периодических изданий), подготовлены на основе современных представлений о со­держании и механизме правового регулирования земельных отношений.

Лекции имеют своей целью развить самостоятельное мышления студентов, учат тому, как обосновать свою точку зрения.

Под практическим занятием понимается особая форма групповых занятий по учебному предмету, основной спецификой которой является обсуждение проблемных вопросов курса при активном участии студентов. Качественная и глубокая подготовка практическим занятиям опреде­ляется активной работой студента на лекции. Однако и на практических (семинарских) занятиях должны быть созданы такие условия, чтобы студенты смогли дискуссировать, каждый студент смог найти правильные ответы на возникшие обсуждаемые вопросы. Студенты должны уметь анализировать нормы земельного законодательства, знать, в каком случае нужно применить ту или иную норму земельного права при решении задачи или рассмотрении конкретной спорной ситуации.

Практикум включает методические указания, перечень вопросов, подлежащих обсуждению на занятии, контроль знаний (тесты, задания, задачи).

Практикум построен на основе происходящих в реальной действительности вопросах исходя из изучения работы специалистов землеустроительной службы, работников госрегистрации земельных участков и другой недвижимости и предназначен для оказания помощи в закреплении и углублении студентами знаний, полученных на лекционных занятиях, в ходе работы над учебной и иной монографической литературой, ознакомления с публикациями в периодических изданиях.

Такие семинары предполагают развитие навыков и способностей студентов к самостоятельной работе со специальной литературой, законодательством, самостоятельному осмыслению сложных теоретических вопросов. Одновременно студенты учатся делать доклады, готовить рефераты, научные сообщения.

Успешное изучение курса может быть достигнуто не только на основе достаточно хорошо усвоенного теоретического материала, но и при рассмотрении конкретных ситуации практики; так, необходимо знать, как поступить в том или ином случае при возникновении земельного спора, в какую организации обратиться для регистрации сервитута и т.д. и тому под.

Благоприятному изучению курса может способствовать и написание рефератов на определенную узкую тематику, выполнением контрольной работы студентами заочной формы обучения. Но и рефераты, и контрольные работы должны быть не просто изложением теоретического материала из учебника, а представлять собой глубокий, содержательный материал, анализ правоприменительной практики, с указанием имеющихся в той или иной сфере проблем, поиск путей их решения.

5.ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельность – составная часть учебного процесса и проявляется в мыслительной деятельности студентов. Самостоятельная работа студентов по курсу «Земельное право» ставит своей целью наиболее глубокое, полное усвоение лекционного материала. Успех самостоятельной работы студентов зависит от непрерывной и постоянной работы студента, периодического самоконтроля знаний, возобновляемости полученного материала, что подкрепляется выполнением практических заданий. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие организационные этапы:

1) изучение системы источников земельного законодательства;

2) усвоение теоретического материала;

3) изготовление рефератов по предложенным темам дисциплины;

4) составление проектов землеустроительной документации, судебных решений;

5) подготовку к практическим занятиям (тезисов ответов);

6) подготовку к экзамену.

В процессе организации самостоятельной работы повышается интенсификация учебного процесса, углубляются и закрепляются знания, полученные на лекции, вырабатываются навыки и умения самостоятельного поиска дополнительных сведений и материалов в ходе подготовки к практическим занятиям, экзаменам, развивается правовая культура мышления.

ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»

В последнее время в Республике Беларусь увеличились масштабы тестирования, которое активно используется в высших учебных заведениях. Практика такова, что рейтинг вуза выше в том случае, если высок уровень тестового контроля. Образование за рубежом уже давно заменило задания в нетестовой форме тестовыми заданиями, что объясняется активным внедрением новых технологий, методик, переходом образовательных систем в новый качественный этап образования, сопровождающийся развитием научно-технического прогресса.

Тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества и подготовки обучаемого в заданной образовательной форме.

Тестирование необходимо проводить и максимально предлагать студентам на практических занятиях тестовые задания по правовым дисциплинам, что, к сожалению, на сегодняшний день недостаточно внедрено на практике, поскольку вопросы-тесты способствуют развитию мозговой деятельности, активизации собственного учения, саморазвитию при освоении учебного материала. Это, несомненно, является очень важным для подготовки высокопрофессионального специалиста, а с другой стороны, дает возможность преподавателю проконтролировать и оценить знания студентов после окончания изучения определенной тематики.

Следует отметить, что основными принципами заданий тестовой формы являются цель, краткость, логичность формы вопроса, идентичность правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания.

Целесообразно проводить тестирование по окончании изучения каждого учебного модуля, поскольку в обсуждаемых вопросах темы не все студенты принимают участие, а проведение письменного опроса довольно трудоемкий и затратный по времени процесс, не исключающий списывания из учебников недобросовестными студентами. Задания по курсу «Земельное право» предложены в форме тестов с выбором одного правильного ответа (обвести кружком номер правильного ответа) или нескольких правильных ответов (обвести кружком номера всех правильных ответов), заданий открытой форме, где не предполагается выбор ответов вообще, а в предложенном студенту бланке необходимо дать ответ.

По результатам письменного тестового контроля выставляется оценка по десятибалльной системе. Оценки выставляются с учетом количества правильных ответов:

«10» - все верные ответы

«9» - не менее 91%

«8» - от 81% до 90%

«7» - от 71 % до 80%

«6» - от 61 % до 70%

«5» - от 51% до 60%

«4» - от 41% до 50 %

Наши рекомендации