Понятие вида контроля и оценки
Чаще всего выделяют 3 вида контроля: текущий, периодический, итоговый.
Предварительный контроль проводится в начале года для того, чтобы учитель и учащиеся смогли сориентироваться в уровне ЗУНов и понять меру потерянного и скорректировать усилия в дополнительном повторении тем.
Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной учебной работы. Идеальная тактика контроля.
Тематический контроль осуществляется при проверке качества усвоения материала по определенной теме.
Этапный контроль осуществляется в конце четверти/ семестра/ полугодия. Учитывает результаты текущего и тематического контроля.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и при окончании курса обучения с учетом результатов этапного контроля.
Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части программы или в конце учебного периода с учетом данных текущего контроля.
Виды контроля
1. Предварительный контроля (направлен на выявление ЗУН-ов учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться)
2. Текущий контроль (осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся; он проводится с помощью систематического наблюдения педагога за работой класса в целом и каждого учащегося в отдельности на всех этапах обучения)
3. Тематический контроль (осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся)
4. Итоговый контроль (проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончанию обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе)
Достижения учащихся и др. Формы контроля
1. Индивидуальный
2. Групповой
3. Фронтальный.
Формы контроля и оценки на уровне общего и профессионального образования
Виды контроля и оценки на уровне общего и профессионального образования.
По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами:
- процессом определения уровней знаний
- и процессом установления ценности данного уровня.
Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время, как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка.
Функции КиО
1. Функция обратной связи (уровень понимания)
2. Функция определения результативности5 и эффективности6 обучения
3. Профилактическая функция
4. Коммуникативная (результаты КиО необходимо обсуждать)
5. Оптимизирующая функция
Типичные ошибки КиО
1. Оценка личности, а не деятельности
2. Ошибка центральной тенденции (всем одинаковые оценки)
3. Ошибка великодушия
4. Ошибка тенденциозности:
• оценивается личность
• оценка, исходя из настроения
5. Ошибка негативности (контраста)
Требования к КиО
1. Оценка должна быть объективной
2. Оценка должна носить индивидуальный характер
3. Систематичность и регулярность
4. Разнообразие форм и методов контроля
5. Всесторонность
6. Дифференцированность (К должен учитывать возможности ученика)
7. Контроль должен быть интенсивным и полезным преподавателям и ученикам
8. Единство действий преподавателей
Направления изменения системы оценок
1. Количественное
• увеличение или уменьшение количества баллов
• введение количественных шкал (недостатки: разграничение и перевод в стандартную систему)
2. Содержательное
• оценивать только положительный результат
отказ от отметок (Амонашвилли: подробная характеристика о достижениях учащихся)
Билет №46
Методы контроля и оценки в рамках общего и профессионального образования
Понятие контроля и оценки
Контроль - это набор, совокупность процедур наблюдения или надзора за учащимися, определяющий соответствие нормам, требованиям, правилам.
Контроль – проверка чего-либо. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать стандартам.
Контроль – часть дидактического процесса + дидактическая процедура. В рамках проблемы контроля возникает проблема в функциях контроля, критерии качества знаний, сформированности умений и навыков и проблема оценки качества обучения + проблема неуспевающих.
Оценка - это определение степени усвоения ЗУН.
Оценка - это процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями, сравнение с эталоном заданных качеств изучаемого объекта.
Оценка может быть выражена в виде:
- Эмоционального отношения
- Оценочного суждения
- Отметки
Оценка должна быть:
- Объективной
- Справедливой
- Ясной и понятной для учащихся
Отметка- численный аналог оценки.