Глава 1.Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении–всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.[1, с 143]

Анализ исследований дает основание говорить о том, что трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); исследовался труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); выделены виды труда дошкольников: хозяйственно – бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание; рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.

В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.

Это и определило выбор исследования.

Цель исследования – разработать рекомендации для формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, обосновать педагогические условия его осуществления.

Объект исследования – процесс формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Предмет исследования – особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений о труде у детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть педагогические условия, способствующие развитию представлений о труде взрослых у дошкольников.

3. Изучить состояние практики по развитию представлений у старших дошкольников о труде взрослых.

4. Раскрыть сущность, содержание и особенности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

Гипотеза исследования: Формирование трудовых умений и навыков будет успешным и результативным, если:

− воспитатель использует различные средства и формы организации трудовой деятельности дошкольников;

− воспитатель знакомит детей с общественной значимостью труда систематически.

Методологическая основа исследования.

Проблема трудового воспитания рассматривается философами, психологами, педагогами (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Г.Н. Година, А.Н. Леонтьев, Д.В. Сергеева и др.). Они считают трудолюбие основным элементом отношения к труду, чертой характера, одним из ведущих качеств личности ребенка.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение, систематизация, обобщение, тестирование, анкетирование, беседа; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами выявлены наиболее эффективные подходы, необходимые для организации трудового воспитания детей в старшей группе ДОУ. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

База исследования: МА ДОУ города Набережные Челны, «Детский сад комбинированного вида №44» «Золушка».

Структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1.Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Наши рекомендации