Глава 2. экспериментальное исследование использования игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений множестве у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы

Целью эмпирического исследования являлась практическая апробация комплекса условий взаимодействия с родителями, эффективных для успешного формирования у детей творческих способностей.

Исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: формирование у детей творческих способностей будет эффективным, при наличии систематической работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в разных формах.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО "Ясли-сад №4 г. Несвижа Кораблик детства". Выборку исследования составили 40 детей среднего дошкольного возраста. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли двадцать детей средней группы №2, а контрольную (КГ) составили — двадцать детей средней группы №4.

На констатирующем этапе эмпирического исследования был выявлен уровень сформированности творческих способностей дошкольников. С этой целью мы использовали диагностику Н.В.Шайдуровой. (приложение А)

В соответствии с выделенными нами критериями диагностировались следующие умения: умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей, разработанность содержания изображения, эмоциональность созданного образа, предмета, явления, самостоятельность и оригинальность замысла, умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом, уровень развития воображения.

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Полученные результаты отражены в протоколах обследования детей (Приложение Б).

По результатам проведенной диагностики были получены следующие показатели: в контрольной группе для большинства дошкольников характерен средний уровень развития творческих способностей, составивший 45% — 9 детей. Меньшее количество детей показали средний уровень. 8 детей, а это 40%, справились с поставленной задачей на этом уровне, оставшиеся 15% детей — 3 человека — продемонстрировали высокие показатели.

Наглядно количественные результаты представлены в круговой диаграмме (рисунок 1)

глава 2. экспериментальное исследование использования игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений множестве у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 1 — Уровень развития творческих способностей в контрольной группе №2 на констатирующем этапе исследования

Анализ умений детей в области о показал, что наиболее трудным, для понимании детьми, было самостоятельное использование оригинального замысла. Дети затруднялись в оригинальности изображений, зачастую перенимая их у своих соседей. Некоторые трудности вызывало «срисовывание», или рисование уже знакомых сюжетов, которые дети изображали ранее. Пятью из двадцати детей продемонстрирован очень низкий уровень. Немного более высокие результаты были продемонстрированы в умении отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом. Дети в этом возрасте еще достаточно слабо умеют планировать и понимают, что такое план. Рисование сопровождалось некоторым подобием планирования, выраженным в устной речи по принципу: «сейчас я сделаю это, а потом – это» Однако когда детям были заданы вопросы на то, что же они собираются рисовать где, большинство детей молчало. Большой процент детей показало неплохие результаты в области разработанность содержания изображения. Изображения были разнообразными и полными. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в рисовании, отсюда такой высокий показатель. Примерно таких же результатов достигли дети и в области эмоциональность созданного образа, предмета, явления. Все без исключения рисунки оказались эмоциональными, живыми, яркими. Наиболее высокие результаты дети продемонстрировали в области развития воображения. Это, несомненно, связано с их возрастом, а также с тем, что развитие воображения детей осуществляется непрестанно, а не только в специально организованной деятельности.

Та же диагностическая программа использовалась и для выявления уровня развития творческих способностей у детей экспериментальной группы.

Результатами исследования стали следующие количественные показатели: Средний уровень здесь составил 40% — 8 детей. Высокий уровень художественной выразительности речи продемонстрировало всего 3 ребенка — 15% группы. 45% группы продемонстрировало низкий уровень — это 9 детей. Количественные показатели отражены в круговой диаграмме (рисунок 2).

глава 2. экспериментальное исследование использования игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений множестве у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 2 — Уровень развития творческих способностей

в экспериментальной группе №10 на констатирующем этапе исследования

Как и в контрольной группе, большинством детей этой группы продемонстрирован низкий уровень развития умения использовать оригинальный замысел. Дети также использовали идеи своих соседей по столу. Немного более высокий уровень развития дети продемонстрировали в области разработанность содержания изображения. Дети старались передавать содержание своего рисунка достаточно точно. Использую все доступные средства. Большой процент детей показало неплохие результаты в области эмоциональность созданного образа, предмета, явления. Наиболее высокие результаты дети также продемонстрировали в развитии воображения.

Результаты констатирующего этапа были проанализированы и исследования наглядно представлены в сводной таблице № 1.

Таблица 1 — Результаты констатирующего этапа исследования

Уровень сформированности представлений о множестве Экспериментальная группа Контрольная группа
% Кол—во % Кол—во
Низкий
Средний
Высокий

Таким образом, по результатам диагностик были сделаны следующие выводы: уровень развития творческих способностей у детей примерно одинаков в обеих возрастных группах.

2.2 Формирование у детей экспериментальной группы навыков выразительного чтения стихотворений.

Для успешного проведения экспериментального исследования нами было разработан план работы, который состоит из двух бесед, деловой игры с родителями, и двух занятий, направленных на совместное сотрудничество в сфере педагог-ребенок-родитель, направленные на развитие у детей творчества, а у родителей – осознанного отношения к развитию творчества детей, как необходимой характеристики. Все формы деятельности были взаимосвязаны по теме, направлению и содержанию. Они были модифицированы в соответствии с темой исследования: добавлены игровые задания, темы для бесед, направленные не только на знакомство детей с изобразительными характеристиками, и не только на развитие у них творческих способностей. Но, также на установление качественных и продуктивных взаимоотношений в сфере педагог-ребенок-родитель, направленных на развитие творчества, как детей, так и их родителей.

Первой структурной единицей стала беседа для родителей (Приложение В), а второй - консультация для родителей на тему ««Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Приложение Г). Главной задачей этих бесед выступила задача дать наибольшее количество информации об исследуемом объекте в привычной для родителей форме.

Исходя из этой задачи нами была проведена следующая работа:

Посредствам метода беседы, до родителей было донесено, что одной из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать эстетическое восприятие детей дошкольного возраста. Мысль о том, что в этой работе семья, как первый по значимости социальный институт, должна уделять этой сфере не меньшее внимание, нежели дошкольное учреждение, пронизывала всю беседу. Основным методом, который использовался в работе с родителями, конечно же, явился словесный метод. Так, как для проведения этой беседы было выбрано родительское собрание, как основная форма воплощения, то родители успешно усвоили материал.

После беседы родителям было предложено задавать вопросы, касательно темы. Однако, родители не проявили ожидаемой активности, что подтвердило наше предположение о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении не только с детьми, но и с родителями, так как развитие творчества детей должно происходить под руководством активных родителей.

Поэтому следующий компонент, организованный нами, явился смысловым продолжением первого занятия. Тема деловой игры с родителями - «Развитие творческих способностей дошкольников». (Приложение Д). Главными задачами этой игры явились: теоретико – практическое ознакомление родителей с особенностями развития творческих способностей дошкольников в детском саду, демонстрация родителям особенностей традиционной и инновационной системы работы с дошкольниками. Расширение представлений родителей о путях развития творческих способностей у детей в детском саду. Ознакомление родителей со способами развития творческих способностей в условиях семьи.

Для того чтобы развить активность родителей, им было предложено почувствовать себя в роли детей. Кроме того, для развития мотивации было использовано деление групп на команды. Так, как эта деловая игра была направлена не столько на формирование каких-либо фундаментальных знаний, а скорее на развитие творчества родителей, их активности и инициативности, то эта игра не имела какой-то конкретной методической направленности, а содержала в себе различные сведения, из различных методик, направленных, в первую очередь, на развитие творчества а не мышления ребенка – ИЗО, развития речи, музыки и т.д.

Первым задание стало задание «речевая разминка», в которой было предложено с разными интонациями произнести заданную скороговорку. Эта игра активизировала внимание взрослых, настраивала их с рабочего на игровой лад, создавала атмосферу дружественности. Хотелось бы отметить, что результат оправдал ожидания – родители проявили активность, и далее уже не рассредоточивали свое внимание.

Далее был использован один из самых эффективных приемов ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач) – Данетка.

Особенность ее использования с родителями заключалась в том, что родителю сначала показывали суть игры, предлагая посредствам вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет», угадать, что спрятано в шкатулке. А после этого родителям раскрывалась технология развития творчества их детей посредствам этой игры. Стоит отметить, что многие родители выказали согласие с тем, что такая игра проста и эффективна и они будут использовать ее при возможности. Так, как по сюжету в шкатулке оказываются стрекоза и муравей, то педагог напоминает одноименную басню, и предлагает ее инсценировать, предлагая еще один простой, но действенный метод развития творчества ребенка. Эта часть игры оказалась не так эффективна, и не все родители проявили активность и инициативу. После инсценировки была предложена мини-анкета, которая и отражала дальнейшую готовность родителей к сотрудничеству.

Следующей логической частью являлись задания, направленные на развитие мышления и творческих способностей.

Подготовить ответы на вопрос, как можно использовать ненужные вещи – на развитие воображения и мышления. Дорисовать рисунок, обозначенный на бумаге лишь одним каким-то элементом – одно из известных и достаточно простых средств развития воображения. Дорисовать лица – дорисовывание известный прием развития воображения и творческих способностей. Закончить предложения, начатые ведущим. Однако не это стало основной задачей работы – главная задача – оценить самих себя и ценность такой работы для их детей.

Смысловым завершением проделанной работы стали два занятия, которые проводились совместно с родителями. Причем первым занятием стало достаточно простое занятие на тему «В гостях у сказок» (Приложение Е), ведущей задачей которого явилась задача Формировать интерес к занятиям по изобразительной деятельности как у детей так и у родителей. Кроме того, это занятие не давало каких-то новых, неизвестных ранее знаний, умений или навыков, а было направленно на взаимодействие ребенка и взрослого в тандеме и развитие их совместного воображения. В процессе педагог наблюдал, кто из родителей помогает развить воображение своему ребенку, а кто – подавляет его, и направлен только на результат. С такими родителями позже будет проведена индивидуальная работа в форме диалога.

Второе занятие на тему « Космос» (Приложение Ж) было более сложным – ведущей задачей тут выступило ознакомление с техникой узелковый батик. Это было новое умение как для ребенка, так и для родителей. Такой вид работы был необходим для того, чтобы не только научить родителей новым видам работы, которыми можно заниматься с ребенком, но и позволил педагогу проследить взаимодействие ребенка и взрослого в неизвестной для них ситуации. Стоит отметить, что с последним заданием комплекса тандем из детей и родителей справился гораздо успешнее, нежели со всеми предыдущими.

Для работы родителей, детей и педагогов был предложен месяц, как оптимальный срок развития творчества ребенка на данном этапе исследования. Именно по истечении этого срока можно говорить о качественных изменениях в творческих способностях ребенка, при учете работы не только в УДО, но и дома.

Таким образом, стоит отметить, что предложенный комплекс, если проводить его в соответствии с выделенной нами логикой, зарекомендовал себя, как успешно внедряемый в сферу педагог-родитель-ребенок.

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов

Для проверки гипотезы было повторно проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление у детей старшего дошкольного возраста, уровень сформированности творческих способностей дошкольников.

С этой целью мы использовали диагностику Н.В.Шайдуровой.

В соответствии с выделенными нами критериями диагностировались следующие умения: умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей, разработанность содержания изображения, эмоциональность созданного образа, предмета, явления, самостоятельность и оригинальность замысла, умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом, уровень развития воображения.

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Полученные результаты отражены в протоколах обследования детей (Приложение И).

По результатам проведенной диагностики были получены следующие показатели: в контрольной группе результат остался неизменен. Для большинства дошкольников все так же характерен средний уровень развития творческих способностей, составивший 45% — 9 детей. Меньшее количество детей показали средний уровень. 8 детей, а это 40%, справились с поставленной задачей на этом уровне, оставшиеся 15% детей — 3 человека — продемонстрировали высокие показатели.

Наглядно количественные результаты представлены в круговой диаграмме (рисунок 3)

глава 2. экспериментальное исследование использования игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений множестве у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 3 — Уровень развития творческих способностей в контрольной группе №2 на контрольном этапе исследования

Анализ показал, что наиболее трудным, для понимания детьми, было самостоятельное использование оригинального замысла. Дети все так же затруднялись в оригинальности изображений, зачастую перенимая их у своих соседей. Немного более высокие результаты были продемонстрированы в умении отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом. Все еще достаточно слабо умели планировать и понимали, что такое план. Большой процент детей показало неплохие результаты в области разработанность содержания изображения. Примерно таких же результатов достигли дети и в области эмоциональность созданного образа, предмета, явления. Все без исключения рисунки оказались эмоциональными, живыми, яркими. Наиболее высокие результаты дети продемонстрировали в области развития воображения. Стоит отметить, что показатели – качественные и количественные, остались неизменны в этой группе.

Та же диагностическая программа использовалась и для выявления уровня развития творческих способностей у детей экспериментальной группы.

Результатами исследования стали следующие количественные показатели: низкий и высокий уровни продемонстрировало по 5 детей – это по 25%. А средний – оставшаяся половина выборки – 10 человек или 50%. Количественные показатели отражены в круговой диаграмме (рисунок 4).

глава 2. экспериментальное исследование использования игр и игровых упражнений в процессе формирования представлений множестве у детей старшего дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 4 — Уровень развития художественной выразительности в экспериментальной группе № 10 на контрольном этапе исследования

Как мы можем увидеть, анализируя количественные показатели, дети экспериментальной группы продемонстрировали качественно иные показатели. Хотя у детей этой группы преобладает средний уровень развития творчества, но низкий уровень существенно снижен, а высокий — увеличился. Дети изображали достаточно оригинальные изображения. Качественно более высокие результаты были продемонстрированы в умении отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом. Дети планировали работу вслух и про себя, а также отвечали на вопросы о том, что они будут делать сейчас, а что - потом. Большой процент детей показало неплохие результаты в области разработанность содержания изображения. Изображения были разнообразными и полными. Поразительно высокие результаты дети продемонстрировали в области развития воображения. Это, несомненно, связано с их возрастом, а также с тем, что развитие воображения детей осуществляется непрестанно, а не только в специально организованной деятельности.

Результаты контрольного этапа были проанализированы и наглядно представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2. — Уровни развития художественной выразительности речи на констатирующем этапе эксперимента. (КГ, ЭГ)

Уровень развития художественной выразительности речи. Экспериментальная группа Контрольная группа
% Кол—во Кол—во %
Низкий
Средний
Высокий

Таким образом, анализируя данную таблицу, можно с уверенностью утверждать следующее: выдвинутая нами в процессе исследования гипотеза о том, что развитие у детей творческих способностей будет эффективным, при наличии систематической работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в разных формах – подтвердилась. Однако для того, чтобы эти показатели не становились ниже, необходима постоянная, планомерная и целенаправленная работа в сфере педагог-родитель-ребенок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития творчества детей дошкольного возраста довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:

Исследователи характеризуют творчество как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека.

Изучив методический аспект данной темы, мы пришли к выводу, что вопросы содержания работы по развитию творческих способностей дошкольников достаточно хорошо разработаны в литературе, а методика работы по этой теме достаточно конкретна.

Однако, существует необходимость создания комплекса различных педагогических мероприятий, направленных как на родителя, так и на ребенка, для повышения уровня образованности первых и развития творческих способностей у вторых.

На основе полученных теоретических знаний нами было организовано экспериментальное исследование, которое полностью подтвердило гипотезу, заявленную в начале работы. Действительно, развитие у детей творческих способностей будет эффективным, при наличии систематической работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в разных формах.

Однако для того, чтобы показатели развития творчества не становились ниже, необходима постоянная, планомерная и целенаправленная работа в сфере педагог-родитель-ребенок.


Наши рекомендации