Реабилитация глухих и слабослышащих детей
Основная задача для детей с нарушениями слуха - создание условий для их максимально возможной медико-социальной реабилитации и интеграции в общество, для получения полноценного образования. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. все необходимые мероприятия должны реализовываться в форме индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, в обязательном порядке составляемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа комплексной реабилитации считается полностью завершенной в случае достижения полной реализации реабилитационного потенциала ребенка. Процесс реабилитации детей с нарушениями слуха осуществляется силами медицинских, педагогических, социальных работников. Современный комплексный подход к реабилитации плохослышащих детей включает следующие основные этапы:
- профилактику врожденной и приобретенной тугоухости;
- диагностику слуховой функции;
- комплексную экспертизу ребенка, включая
медицинское, психологическое, педагогическое обследование;
- медицинскую реабилитацию;
- психологическую реабилитацию;
- сурдопедагогическую реабилитацию;
- социальную реабилитацию.
Московским правительством впервые разрабатывается Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств для детей-инвалидов, предусматривающий организацию в системе Государственной службы реабилитации комплекса мероприятий по созданию комфортных условий для проживания детей-инвалидов.
Необходимо учитывать, что по отношению к детям раннего возраста более целесообразно применять термин "абилитация" (от лат. habilis - быть способным к чему-либо): тут речь идет не о реабилитации - возвращении способности общаться с окружающей средой, утраченной в результате потери слуха, а о первоначальном ее формировании.
Глава IV
ОБРАЗОВАНИЕ
Системы обучения
Ребенок с нарушением слуха, как и любой другой, имеет право на образование. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов (в том числе во Всеобщей декларации прав человека) и отражено в законодательных актах Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей "неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" в области образования, профессиональной подготовки. Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1975 г., провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями и предполагает обеспечение особых прав при предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.
Нарушение слуховой функции у ребенка не только ограничивает возможность общения его с
окружающей средой, но и вызывает появление ряда вторичных дефектов и как следствие - отставание в психофизическом развитии, ограничения жизнедеятельности. Последствия физического дефекта слуха носят социальный характер, это - нарушения общения, обусловливающие атипичность формирования психики, причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие устной речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, представлений). Требуется создание таких условий в процессе воспитания и обучения, которые позволят детям с нарушениями слуха овладеть родным языком в устной и письменной формах, приобщиться к культуре своего народа и получить профессию. В процессе реабилитации особо важными является ранний и дошкольный периоды жизни ребенка, поскольку в это время можно предупредить появление ряда вторичных дефектов. Если реабилитация начнется позже, то она будет иметь иную цель - коррекцию уже возникших вторичных нарушений.
Цель педагогической коррекционной работы заключается "в исправлении (доразвитии) психических и физических функций ребенка с нарушением слуха в процессе его образования, в социальной реабилитации и интеграции в общество и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие, проведение дошкольного воспитания и получение общего образования.
Для реализации такой цели существует сеть специальных коррекционных учебных заведений, в которых социальными работниками, специали-
стами-дефектологами, сурдопедагогами проводится сложная педагогическая работа.
Дефектология есть раздел специальной педагогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с умственными и физическими недостатками.
Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - составная часть специальной педагогики - изучает специфику развития и образования человека с нарушением слуха, особенности его становления и социализации как личности, определяет наилучшие пути, средства, условия, которые обеспечат компенсацию деятельности нарушенного слухового анализатора и образование неслышащего человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество.
Компенсация дефекта слуха означает овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего, использование остаточного слуха (с помощью слуховых аппаратов) и др.
9 Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. М. 1983. Т. 5. С. 31. 149 |
"Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства", -писал наш известный ученый Л.С. Выготский9. По его мнению, "если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка".
На протяжении многих лет организации образования и воспитания глухих детей посвятили свою деятельность российские исследователи и практики. Их публикации позволяют совершенствовать работу образовательного цикла, направленную на помощь и родителям, и педагогам, и врачам.
В раннем возрасте (на протяжении первых двух-трех лет жизни) коррекционная педагогическая работа организуется в семье. Родители получают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего неслышащего малыша у специалиста сурдологического кабинета.
Неслышащие дети дошкольного возраста могут воспитываться в специальных детских садах и специальных группах при массовых дошкольных учреждениях. Существует дифференцированное обучение для глухих и для слабослышащих дошкольников; в одну группу, как правило, объединяют детей одного возраста, близких по состоянию слуха и речи.
По желанию родителей неслышащие дошкольники могут воспитываться и дома. В этом случае коррекционная работа проводится под руководством специалиста-сурдопедагога сурдологического кабинета или педагога консультативной группы, которые обычно создаются при специальных дошкольных учреждениях.
Задачами специального обучения дошкольников с нарушенным слухом являются полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастом, формирование у него словесной речи (как устной, так и письменной), подготовка к школьному обучению.
Для неслышащих детей школьного возраста существуют специальные школы двух типов:
1) для глухих детей и
2) для слабослышащих и позднооглохших детей. Второй тип школы имеет два отделения: 1-е
отделение - для слабослышащих и оглохших детей, владеющих развернутой фразовой речью; 2-е отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи. При многих специальных школах открыты дошкольные отделения для глухих и слабослышащих детей 5-6 лет.
Работа с учащимися во всех специальных школах направлена на всестороннее развитие личности ребенка, преодоление тяжелых последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии. Кроме того, в специальных школах глухие и слабослышащие учащиеся получают цензовое неполное среднее (а в ряде школ - среднее) образование, но за более продолжительное, чем в массовой школе, время10. Выше мы рассказали не только о медицинской, но и педагогической классификации нарушений слуха. Если медики устанавливают характер и причину нарушения слуха, то сурдопедагоги определяют педагогические перспективы формирования и развития у ребенка речи, возможности развития слухового восприятия, а также особенности этой работы с учетом данных аудиологи-ческого обследования и собственной педагогиче-
10 И.М. Гилевич, Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко. О детях с нарушенным слухом. Дети с отклонениями в развитии. Сост. Н.Д. Шматко. М. 1997. С. 11-13. |
ской диагностики. Психолого-педагогические классификации обеспечивают адекватный выбор корригирующих мероприятий и методик обучения ребенка с нарушением слуха.
Наша соотечественница сурдопедагог P.M. Бос-кис разработала научное обоснование классификации детей с недостатками слуха, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие их развития:
1) степень поражения слуховой функции;
2) уровень развития речи при данной степени
поражения слуховой функции;
3) время возникновения нарушения слуха.
Основой этой классификации являются следу-
ющие положения.
1. У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности.
2. Большое значение в понимании развития ребенка с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.
3. Критерием оценки нарушения слуховой
функции у ребенка является возможность ис-
пользования остаточного слуха для развития ре-
чи. Критерием отделения детей с частичным на-
рушением слуха от глухих детей является воз-
можность использования слуха в общении и раз-
вития речи при данном состоянии слуха. По это-
му критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.
Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота -это не только снижение слуха выше 80 дБ, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.
Тугоухость- стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха и восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиомет-рий, обнаруживается снижение слуха менее 80 дБ.
Важно подчеркнуть, что в современной сур-дологической практике термин "тугоухий" применительно к детям с частично нарушенной слуховой функцией используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике принято пользоваться соответствующим термином "слабослышащий".
4. Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения;
педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха;
индивидуальными особенностями ребенка.
P.M. Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухиеи слабослышащие.К категории глухих относятся дети, которые в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.
Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухоз-рительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.
Отдельную группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглох-шие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и различный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в
той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальное учебное заведение (школу для слабослышащих детей) первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозри-тельного восприятия обращенной к ним речи.
На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих[1].
Закон РФ "Об образовании" (п. 10 ст. 50) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (опекунов) по заключению специальных психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. В последние годы спектр выбора расширяется: со-
здаются разные типы учреждений - по профилю, содержанию и темпам обучения.
Дети с выраженными нарушениями слуха и глухотой направляются в специализированные детские сады.Сегодня в России их насчитывается 109 (для 3400 детей). В 41 таком саду воспитываются слабослышащие дети, в 46 - глухие, а в 22 -и слабослышащие, и глухие. Прием в детсады ведется с 1 ,5-2-х лет. Наполняемость одной детсадовской группы составляет 6-8 человек. Кроме того, 90 специализированных групп открыты при массовых детских садах. В 36 группах обучаются слабослышащие дети, в 45 - глухие, в 9 - и те, и другие.