Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей

В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучении детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.

Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской м психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться Центры реабилитации слуха и речи, в которых используется верботональная методика, разработанная в поликлинике SUVAG (Загреб, Хорватия), проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование, разрабатывают специальные программы реабилитации. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников.

Специальные дошкольные учреждения решают комплексные социально значимые задачи, направленные на создание оптимальных условий для интеграции неслышащих детей в общество, формирования у них адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенку и его семье психолого-педагогической поддержки.

Основной целью дошкольной подготовки детей с проблемами слуха является создание условий для полноценного гармоничного развития каждого ребенка, формирования у него позитивных личностных качеств.

В специальных дошкольных учреждениях решаются следующие задачи: диагностические, воспитательно-образовательные и коррекционно-развивающие.

Ведущей диагностической задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно-образовательного процесса, а также разработка индивидуальной программы развития.

Решение образовательно-воспитательных задач направлено на воспитание у ребенка-дошкольника положительных личностных качеств, на обогащение (амплификацию) детского развития, в условиях использования различных видов детской деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования, ручного труда, труда в повседневной жизни, а также игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), на развитие элементарной учебной деятельности, познавательной активности.

В ходе решения образовательно-воспитательных задач реализуется подготовка к школьному обучению с соблюдением преемственности, прежде всего, в принципах обучения языку, слухоречевой реабилитации и т. д.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие слухового восприятия и обучение устной речи, на абилитацию (в случае раннего начала коррекционной работы — до 1 года) и преодоление у ребенка возможных отклонений в раз витии его познавательной сферы, поведения, ценностно-личностных ориентировок, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности: эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), игровой — в дошкольном детстве (от 3 до 7 лет). Если говорить об игре, внимание должно быть направлено на формирование у неслышащих детей самих механизмов игры: ролевого поведения, функции замещения, умений творчески развивать замысел игры.

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста строятся на основе общих закономерностей их развития и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

Содержание программ направлено на реализацию еле дующих принципов воспитания и обучения:

• обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с нарушениями слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно слышащим сверстникам;

• организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей детей;

• осуществление деятельностного подхода к воспитанию глухих и слабослышащих детей, т. е. проведение всех видов воспитательной работы (образовательной и коррекционной) в русле основных видов детской деятельности;

• широкое использование и развитие остаточного слуха и применение современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;

• использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми;

• осуществление преемственных связей между специальным дошкольным учреждением и соответствующим типом школы.

Учебный материал программы сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа учения и условий коммуникации.

Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития детей с нарушениями слуха до-сольного возраста и путей коррекции нарушения. Программа рассчитана на выполнение требований во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет, необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее специальное образование учителя-дефектолога, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении квалификации в области специальной педагогики и специальной психологии).

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателя, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения.

Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной последовательности с учетом особенностей воспитания детей с нарушениями слуха. Некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со второго года обучения. Поэтому содержание работы, программные требования первого года обучения в какой-то мере повторяются на втором году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников: физическое развитие, развитие основных движений, охраны здоровья детей и организация их быта в специальном дошкольном учреждении. Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка-дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа «Развитие слухового восприятия и обучение произношению».

«Музыкальное воспитание» — последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он ни в коей мере не может считаться второстепенным или малозначимым.

Программы развивающего обучения и воспитания в специальном детском саду в целом направлены на обогащение (амплификацию) детского развития, на коррекцию нарушенного хода развития, на успешную подготовку детей к школьному обучению, на социальную адаптацию.

Успехи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха определяются степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества всех специалистов, результативностью, продуманностью коррекционно-развивающего педагогического воздействия, улучшением микроклимата в семьях воспитанников, тесным взаимодействием специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха с общественностью и семьей.

■ Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные с другими детьми права. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционо-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного со слышащими детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.

На современном этапе предусмотрено разнообразие организационных форм обучения: дети с нарушениями слуха могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения, в образовательных учреждениях общего назначения, на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в билингвистических классах.

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, коррекция недостатков развития, общеобразовательная под готовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка. При введении вариативных форм обучения должны обеспечиваться необходимые специальные образовательные условия.

Специфика образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся воспитанником с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии реализует в зависимости от вида коррекционного образовательного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного правя граждан на получение бесплатного образования. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования. Деятельность специального (коррекционного) учреждения строится в соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.

На современном этапе в нашей стране создаются также негосударственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения, деятельность которых также осуществляется с учетом Типового положения.

Коррекционное учреждение регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии законодательством Российской Федерации.

Учредителями государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной масти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последнего.

Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации, проводятся лечебно-профилактическая и оздоровительная работы, коррекция недостатков развития, общеобразовательная подготовка, трудовая и начальная профессиональная подготовка.

Количество классов (групп) в коррекционном учреждении определяется уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Предельная наполняемость класса (группы) зависит от вида коррекционного учреждения. Например, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для глухих детей наполняемость класса (группы) до 6 человек; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших наполняемость класса (группы) в 1-м отделении до 10 человек, во 2-м отделении до 8 человек. В классах — группах для обучающихся со сложной структурой нарушения — до 5 человек.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребности в тех или иных кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционными учреждениями самостоятельно.

Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители). Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (за конных представителей) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.

Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении. Классы (группы) для воспитанников со сложной структурой дефекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии.

Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое сопровождение воспитанников образовательного учреждения в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в его штат.

Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического. В коррекционных учреждениях всех видов может проводиться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем.

Глухие дети в проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» представлены как одна из категорий детей, имеющих нарушение слуха, при котором без специального обучения оказывается невозможным формирование речи.

В настоящее время в Российской Федерации в 86 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида обучаются 11 039 глухих детей.

Согласно действующей психолого-педагогической классификации и медицинским дифференциально-диагностическим критериям к категории слабослышащих относят детей с такой степенью снижения слуха, которая позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладеть речевой деятельностью самостоятельно, без специального обучения. Диапазон раз л и чий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, нередко представленный обрывками слов, множественные проявления несформированности произноси тельной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.

Позднооглохшие дети обучаются в одной школе со слабослышащими детьми. У позднооглохших детей нарушение слуха возникло в тот период, когда их речь уже сформировалась. Наиболее острой проблемой для позднооглохших является необходимость переключения на новые способы восприятия (зрительный, тактильно-вибрационный и др.) устной речи в целях дальнейшего развития и предотвращения ее распада. Наличие у позднооглохших сформировавшейся речи как полноценного средства общения и основы познавательной деятельности обусловливает возможность их объединения для специального обучения со слабослышащими детьми с относительно сохранной речью.

В настоящее время в Российской Федерации 11 412 слабо слышащих и позднооглохших обучаются в 83 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида.

Структура школы дня слабослышащих и позднооглохших детей определилась исходя из принципа дифференцированного обучения, в основу которого положены не столько нарушения слуха, сколько вторичные проявления, распространяющиеся на особенности речевого развития и познавательной деятельности. Именно поэтому в структуре школы функционируют два отделения: 1-е отделение — для детей, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения; 2-е отделение — для детей с глубоким речевым недоразвитием, к которым, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления: в школу — наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место – в специальном дошкольном учреждении или семье). Для слабослышащих детей, не получивших дошкольной подготовки, в структуре 2-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.

В особые группы выделяются слабослышащие дети, которые имеют сочетание двух первичных нарушений: тугоухость и умственная отсталость; тугоухость и задержка психического развития и др.

На современном этапе в нашей стране детям с нарушениями слуха оказывается коррекционная помощь с момента обнаружения нарушения, начиная с младенческого возраста, создан Федеральный центр ранней диагностики и сопровождения, что позволяет говорить о создании системы ранней коррекционной помощи лицам с нарушениями слуха. Такая работа проводится в специальных дошкольных и школьных учреждениях, сурдологических и реабилитационных центрах и направлена на раннее разностороннее развитие детей с нарушенным слухом.

Опыт обучения детей с нарушениями слуха и разработанные коррекционные пути педагогического воздействия доказали возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения неслышащими детьми равного со слышащими уровня общего образования при условии специально организованной коррекционно-развивающей работы. Многие из них стремятся продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях общего назначения.

При определении содержания обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов учитываются как общие задачи образования и воспитания учащихся, так и специальные. Образование детей с нарушениями слуха является цензовым, т. е. обеспечивает слабослышащим и позднооглохшим школьникам образование в объеме основной ступени общеобразовательной школы общего назначения. В учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов с учетом их характера и межпредметных связей. Содержание обучения в специальной школе, как и в школе общего назначения, строится в соответствии с принципом единства системы образования, обеспечивающей реальное функционирование идеи непрерывного образования. Построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Педагогический процесс ориентирован на формирование всех сторон личности школьника. В процессе образования формируются и корригируются наиболее важные для ребенка психические функции, их качества и свойства. Благодаря специальному обучению у детей с нарушениями слуха формируются мышление и речь, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования развивающегося в процессе специального обучения слухового восприятия, так и за счет других сохранных анализаторов и компенсаторных возможностей.

Любые отклонения в развитии словесной речи, сопровождающие процесс усвоения языка, тормозят развитие всех познавательных процессов, ограничивают общение с окружающими, накладывают отпечаток на развитие социальных потребностей. Поэтому коррекционно-восстановительная работа в специальной школе пронизывает весь педагогический процесс и сопутствует ходу усвоения детьми всего объема школьных знаний. Коррекционная направленность в обучении детей с нарушениями слуха реализуется через особые коррекционные предметы, специальные методы обучения, создание особых условий сообщения и отработки знаний, межпредметные связи и развитие познавательных интересов, социальных связей и потребностей детей. Обучение проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов (стационарной коллективного и: индивидуального использования и индивидуальных слуховых аппаратов). Специальное внимание уделяется развитию слухового и: слухо-зрительного восприятия, формированию произносительной стороны речи, что способствует созданию принципиально новой слухозрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников, а также обогащению их представлений о неречевых звучаниях окружающего мира. Для позднооглохших (независимо от возраста) ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию устной речи на зрительной основе (чтение с губ), слухозрительной, зрительновибрационой основе с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими. Важное значение придается развитию восприятия музыки, приобщению воспитанников к музыкальной культуре общества, осуществлению коррекционно-развивающей работы с использованием музыкальных средств.

Специальное обучение детей с нарушениями слуха включает использование как специфических средств, так и средств, которые применяются в образовательной школе общего назначения. К первым можно отнести дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающего восприятие речи, усвоения звукового состава слов. К специфическим средствам относятся также звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты. Ко второй группе средств относится письменная речь. Письмо и чтение для детей с нарушениями слуха — не только более доступный способ усвоения знаний, они являются самыми полноценными источниками при овладении языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития речевой и познавательной деятельности учащихся в целом. Значительно возрастает и существенно меняется роль наглядных средств: они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий, причинно-следственных отношений тех или иных явлений, наглядному обозначению межпредметных связей. Все эти средства используются в сочетании со словесными способами обозначения высказывания, доступными учащимся на данном уровне и мотивированными; с их помощью удается побудить учащихся к общению, что способствует формированию речевых навыков и обобщений.

Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы. Трудовое обучение строится с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку (1 – 4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы),

предпрофессиональную подготовку (10 класс) (10—12 классы). Предпрофессиональная подготовка осуществляется на промышленных предприятиях, где организовано трудовое обучение, или в школьных мастерских и рассчитана в итоге на самостоятельное выполнение учащимися производственного задания на уровне начального квалификационного разряда.

Для детей со сложной структурой нарушения (с нарушениями интеллекта, зрения и др.) по существующему положению организуются: вспомогательные классы, классы для детей с ЗПР, классы для детей с нарушениями слуха и зрения и др. Такие дети обучаются в условиях уменьшенной наполняемости по особым программам и требуют сугубо индивидуального подхода.

На основе многолетних научных исследований и апробации в специальных школах разработаны Учебный план и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида (М.: Просвещение, 2003).

Продолжительность обучения в начальной и основной школе специальных (коррекционных) образовательных: учреждений I вида — 10—11 лет (подготовительный, 1—10-й классы), за период обучения с 1-го по 12-й класс дети получают среднее образование.

Образование в основной школе подразделяется, на 4 ступени, характеризующиеся, последовательным развитием и усложнением содержания образования:

• в первоначальный период (подготовительный класс);

• начальная ступень (1—3 классы);

• 1-я основная ступень (4—7 классы);

• 2-я основная ступень (8—10 классы).

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида с подготовительного по 7-й класс все программы являются ориги­нальными. Основными общеобразовательными областями для этого пе­риода являются родной язык и литература, математика, естествознание, история, искусство (рисование), черчение, физкультура, трудовая подго­товка. Имеются и специальные коррекционные курсы, включающие озна­комление с окружающим и основы безопасности жизнедеятельности, предметно-практическое обучение, развитие речевого слуха и произноси­тельной стороны речи, музыкально-ритмические занятия. В 8—10 классах школьники обучаются по программам общеобразовательной школы об­щего назначения (для слышащих). Коррекционные с курсы базисного плана включают развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, речь и культуру общения.

Особенности содержания образования в школах для слабослышащих и позднооглохших детей вытекают из специфических требований к формированию и коррекции речи учащихся, из необходимости восполнения пробелов в запасе сведений об окружающем мире и обеспечения должного уровня познавательной деятельности. Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения по языку на 1-й ступени, в первую очередь это касается тех разделов, которые направлены на реализацию задач формирования речи и словесно-понятийного мышления. Особенностью программ по математике, естествознанию и основам других наук является то, что каждая из них обеспечивает пропедевтику изучения соответствующего предмета (формирование представлений о соответствующих сторонах действительности, расширение объема и закрепление практических навыков в разных видах деятельности), предусматривает речевое развитие в связи с изучаемым материалом, дает иное распределение учебного материала по годам обучения в сравнении со школой общего назначения.

Программы для начальных классов специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей соответствуют по объему материала содержанию учебного курса начальной (1—4 классы) образовательной школы общего назначения. Программы отличаются своей коррекционной направленностью и обеспечивают формирование практических речевых навыков, развитие слухового восприятия. В первую очередь это относится таким разделам программы, как «Русский язык», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие слухового восприятия», «Обучение произношению», в которых познавательно-развивающая направленность обучения логически сочетается с овладением практическими навыками и умениями.

Последующее обучение слабослышащих и позднооглохших детей в классах 2-й ступени (неполная средняя школа) и 3-й ступени (средняя школа) осуществляется по программам образовательной школы общего назначения.

Уровень достижений обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида оценивается в течение всего периода обучения. Для этой цели используются задания для контрольно-проверочных работ по основным предметам на протяжении всего периода обучения, творческие самостоятельные работы, выявляющие личностные интересы и потребности детей с нарушениями слуха, тестовые задания по изучению уровня достижений по этапам обучения, специальные задания по проверке уровня развития восприятия устной речи и состояния произносительных навыков и др.

На всех основных ступенях обучения (подготовительный класс, 1—3, 4—7, 8—10 классы) уровень достижения учащихся оценивается по следующим параметрам: знания программного содержания по предмету, уровень речевого оформления знаний (устно-дактильная, письменная, устная речь), способность к добыванию и усвоению знаний (обучаемость), способность применения знаний в практической деятельности. Перевод учеников на следующую ступень обучения осуществляется по результатам итоговых контрольных работ, составляемых администрацией школы. Для оканчивающих специальную школу используются экзаменационные билеты, разработанные для образовательных учреждений общего назначения. Ученики сдают экзамены по предметам основной школы.

Условия проведения специальной образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха включают создание адекватной среды жизнедеятельности: слуховые кабинеты, классы, учебные кабинеты, зал для музыкально-ритмических занятий, учебные мастерские, игровые комнаты, столовая, туалеты, душевые, комнаты для психологической разгрузки, спортивный зал, кинокласс, библиотека, компьютерный класс, пришкольный участок, медицинский блок, изолятор. Школьное здание строится по специальному проекту. Обязательным условием обучения является использование звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, музыкальных инструментов, видеотехники, компьютерной техники. Школьный двор оборудован необходимым для разных возрастов

спортивно-игровым оборудованием.

В школах организуется систематическое медицинское обслуживание детей. Организация лечебно-восстановительной работы в школе строится исходя из наличия следующих клинических особенностей детей, обусловливающих затруднения в обучении: основного дефекта (нарушение слуха); общей недостаточности функций нервной системы (повышенная истощаемость, эмоциональная вялость либо неустойчивость, склонность к вегетососудистой дистонии); соматической ослабленности, нередко обусловленной общим нарушением нервной регуляции и влиянием основного дефекта. В свою очередь, это позволяет обеспечивать адекватную регуляцию санитарно-гигиенического режима и лечебно-профилактических мероприятий (медицинская коррекция основного дефекта, включающая специфическую медикаментозную, физиоклиматотерапию, специальную лечебную физкультуру). Интенсивная работа по развитию речевого восприятия в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры разных типов требует целенаправленного наблюдения врачей-сурдологов, осуществляющих периодическое аудиологическое обследование и слухопротезирование учеников.

В настоящее время в России важное значение придается развитию сети психолого-медико-педагогических комиссий, осуществляющих комплексное системное изучение детей с ограниченными возможностями здоровья, определение для них адекватных путей получения образования, консультирование родителей и педагогов.

Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных

учреждениях, в том числе и профессиональных.

Наши рекомендации