Особенности психоэмоционального развития глухих и слабослышащих детей. (2)

Личность формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения соц опыта.

Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании определенных черт личности.

Причины:

- Обедненность или недостаточность звуковых ощущений, что влияет на развитие эмоционально волевой сферы.

-Трудности в общении с окружающими и невозможность полноценного усвоения соц опыта посредством речи.

- Недоразвитие различных видов деятельности (игровой, элементарно труовой) в процессе которых идет усвоение соц опыта и формирование личностных качеств.

Петшак: «Не только сенсорная дэпривация влияет на эмоциональное развитие детей, но и характер общения со взрослыми».

Важным фактором, влияющим на R личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей.

Гл. дошк-и, имеющие гл. родит-й, не отлич-я от слыш-х сверстников по эмоц-м проявлениям; стремятся к лидерству, активны; более адекватные представления о самом себе, своих способностях и возможностях;

В поведении гл.детей, имеющих слыш-х родителей, наблюдается бедность эмоц-х проявлений - меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак), эти дети стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

У глухих детей набл-ся значительные трудности в понимании эмоций других людей, их оттенков, высших соц чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоц состояний, имеются больш трудности в формировании морально-этических представлений и понятий.

34. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения слабослышащих и позднооглохших дошкольников. (1)

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Задачи:

Образовательные(общедидактические) - регулируют процесс и содержание учебной деятельности.

Воспитательные(развитие способностей и личностных качеств)

Корр-равивающие (диагностика и профилактика возможных отклонений):

1)тип, характер, степень нарушения, уровень развития речи, сопутсвующие дефекты, оптимальная форма обучения, индивид работа;

2) нормализация жизнедеятельности, преодоление отклонений, формирование речи, понимание и восприятия устной речи;

3) активизация компенсаторных механизмов;

4)обеспечение соц быт адаптации;

5)проведение оздоровит работы (режим дня, псих климат).

Принципы воспитания и обучения - это исходные положения, определяющие характер деят-ти педагога и детей.

В основе воспитания и обучения дошк общедидактическ принципы: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью.

Принципы, определенные с учетом особенностей R дошк с недостатками слуха, характером содержания работы с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носковаи др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обучению.

1. Генетический, основанный на учете последовательности возникновения и R психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация принц позволяет учесть общие закономерности R применительно к дошк с нарушенным слухом, построить модель корр-развив обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов (когда создаются наиболее благоприятные условия R) в R психических функций.

2. Развивающего обучения (ориентация на здоровые силы реб и обеспечение соответствующее возрасту уровня психического R; связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации R, но и его обогащения).

3. Коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивид-дифференцир подход; опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осязательный.

4. Деятельностный принцип. Психическое развитие дошк осуществляется в деятельности.

5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения. Предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. в соответствии с этим принципом используются разные программы, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению.

6. Принцип формирования речевого общения предполагает обучение языку по принципу формирования речевого общения (С. А. Зыков, Л. П. Носкова и др.). Принцип связан с необходимостью формирования потребности в речевом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, создание слухо-речевой среды.

7. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное R остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивид и коллективного использования; принцип связан с расширением возможностей слухо-зрит восприятия речи окружающих.

Методы.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения.

Методический прием- частное проявление того или иного метода воспит и обуч, его конкретные элементы.

Метод направлен на решение учебной задачи в целом, а прием— на решение частной задачи.

Наглядные методы:

· Наблюдение – используется во всех формах в работе с детьми, формирование основных представлений об окр мире. В зависимости от от характера познав задач используется наблюдение разного рода:

-для формирования представлений о св-вах и кач предметов и их соотношение и связь с др явлениями.

- набл за измен и преобраз предметов и объектов окр мира.

- для установления логич связей между явлениями и св-ми (если тает снег, то начинается весна).

· Рассматривание картин – в процессе обучения с целью формирования образа предмета, кот невозможно увидеть в данное время, для обобщения имеющихся представлений. Процесс восприятия картин связан с обогащением словаря, уточнением слов, развитием разговорной или описательной речи. Необходимо учитывать что дошкольники с нар слуха не всегда воспринимают содержание картин, не могут соотнести изображение с реальным предметом и действием.

· Выполнение действий по подражанию. Подражание –последовательное воспроизведение детьми действий педагога. Показ долженбыть четкий, слегка замедленный с маленькими детьми, педагог дает инструкцию и в процессе поэтапного воспроизведения действий комментирует их речью.

· Работа с образцом. Предполагает более высокий уровень восприятия умения проанализировать образец, возможность целостного воспроизведения, пед помогает детям самостоятельно проанализировать образец.

Практич. методы:

· Игровой. Связан с использованием различных компонентов игры в целях решения данной задачи. Используются компоненты действий с игрушками, имитацию действий, ролевое поведение и др. Используются на различных этапах занятия.

· Моделирование – создание моделей и их использование для формирования знаний о св-вах, отнош, связи объектов. Модель должна быть аналогична изучаемому предмету и воспроизводить его важные части.

· Предметно-схематическое моделирование. Обозначают при помощи предметов заместителей. У детей с нар слуха плохо развито воображение и с такими моделями им труднее работать. Модель может помочь определить лучше логические связи. Сначала такие модели составляет педагог, затем дети. Работают с такими моделями на уроке «предметно практическое обучение».

Словесные:

· Словесная инструкция – предпологает понимание конструкций побудительного хар-ра. Первоначально словесные инструкции сочет с наглядными методами. Используют таблички с инструкцией.

· Беседа – применяют на всех годах обучения, важное средство для развития диалогичной речи удетей с н. с. Связан с наглядным методом. Сначала учат понимать простые вопросы и отвечать на них естественными жестами, при помощи табличек и коротких слов.

Цель предварительной беседы: связана с темой занятия. Цель обобщающей беседы: систематизация знаний и дальнейшее их углубление.

· Рассказ педагога – используют в старшем дош возрасте когда у детей сформирован навык слухо зрительного восприятия речи. Не предъявляют больших рассказов. Предъявляют устно с подкрепление табличек. Дактильное проговаривание.

· Чтение – используется шире в учреждениях для детей с нарушением слуха. Связан с необходимостью раннего формирования письменной речи.

· Оценка действий поступков и деятельности детей – поддержание самостоятельности, одобрение поступков, взаимодействие с другими детьми педагог выражает в виде слов с оценочным подкреплением –улыбкой.

Методы воздействия на детей в процессе обучения и воспитания

-м прямого воздействия

-м опосредованного воздействия

М. проблемного воспитания

Наши рекомендации