Целеполагание в педагогической деятельности
Лабораторная работа № 1,2 (4 часа)
Диагностика и прогнозирование образовательного процесса
Основные понятие темы:диагностика,педагогическая диагностика,педагогическая деятельность, прогнозирование, моделирование.
Вопросы:
1. Сущность диагностики как составной части образовательного процесса. Функции диагностики.
2. Требования к педагогической диагностике.
3. Объекты педагогической диагностики.
4. Классификация методов диагностики.
Задания:
1. Проанализировать в микрогруппах результаты диагностики детей-респондентов различного возраста по разнообразным методикам («Что бы я взял с собою на необитаемый остров?», «Если бы я был классным руководителем», «Незаконченный тезис», «Ранжирование ценностей» и др.).
2. В работе с диагностическими материалами детей-респондентов определить направленность диагностической методики, провести анализ и математическую обработку данных диагностики, выявить проблемы воспитания и причины недостатков воспитательной работы, определить пути совершенствования воспитательной работы с личностью или тест-классом и предложить последующие диагностические методики по дальнейшему изучению уровня воспитанности детей в рамках выявленной проблемы.
3. Спикеру группы изложить результаты групповой работы, которые оцениваются по следующим критериям: содержательность, обоснованность суждений, аргументированность, выразительность выступления, достоверность математической обработки, прогностичность результатов.
4. Подготовить и провести одну диагностическую методику в группе.
Занятие завершается защитой анализа проведенной методики.
Формы контроля на занятии: оценивание оформленных материалов по данной теме.
Литература
1. Газман О. Концептуальные основы содержания деятельности. //Вестник образования. – М., 1991. – С.24-41.
2. Голубев Н.К., Б.П.Битинас. Введение в диагностику воспитания. Гл.1 – М., 1989.
3. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.классного руководителя //Вестник образования. – М., 1991. – С.24-41.
4. Исламова З.И. Теория и методика воспитания. – Уфа.- БГПУ.- 2002
5. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И.-Гл.4. – М., 1999.
6. Педагогика /Сластенин В.А. и др. – Гл. 19. – С.347-354. – М., 1998.
7. Педагогическая диагностика /Под ред. А.И.Кочетова.–Минск, 1987.–С. 7-11.
8. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.
Лабораторная работа № 3,4 (4 часа)
Целеполагание в педагогической деятельности
Основные понятие темы:цель, целеполагание, таксономия целей
План: (2 часа)
1. Раскройте сущность понятий «цель» и «целеполагание» в педагогике.
2. Функции цели в воспитательном процессе.
3. Проблема целей в современной школе.
4. Охарактеризуйте цель воспитания - всесторонне и гармонично развитая личность.
Задания:
1. На основе анализа диагностической методики и выявленных проблем- сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы с коллективом или личностью.
2. Выберите одну из форм воспитательной работы (классный час, беседа, конкурс, КТД и др.) и определите цели воспитательного мероприятия.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Единство цели.- М.- 1987
2. Исламова З.И. Теория и методика воспитания. – Уфа.- БГПУ.- 2002
3. Классному руководителю /Под ред. Рожкова М.И.-Гл.4. – М., 1999.
4. Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике // Сов. педагогика.-1984. -№5.
5. Педагогика /Сластенин В.А. и др. – Гл. 19. – С.347-354. – М., 1998.
План: (2 часа)
Основные понятия: цель, таксономия целей, целеполагание, дидактическая задача; аффективность, когнитивность.
1. Вопросы для обсуждения:
1. Цель и виды целей. Цель и дидактическая задача.
2. Таксономия целей.
3. Целеполагание. Способы постановки целей.
4. Технология полного усвоения знаний.
2. Подготовка к практической работе:
Изучив рекомендованную литературу, выпишите схемы и таблицы:
а) «Категории учебных целей в когнитивной области».
б) «Примеры общих целей обучения и глаголов для формулировки конкретных учебных результатов для когнитивной области».