Целеполагание как вид деятельности педагога

Целеобразование и целеполагание — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель — это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата.М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач обучения, встречающиеся в образовательной практике (табл. 6).

Таблица 6

Способы постановки задач обучения (по М. В. Кларину)

Способ постановки задач Описание способа постановки задач
Определение задач через изучаемое содержание Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например: «изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка»). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены
Определение задач через деятельность учителя Учитель планирует собственную деятельность («познакомить учащихся с…; объяснить…; продемонстрировать…»). Не предусматривается указание на результаты обучения
Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика Такой способ («формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к…») возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы. В таких задачах нет конкретности
Постановка задач через учебную деятельность ученика Не указываются результаты обучения: анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т. п.
Формулировка задач обучения как ожидаемых (промежуточных) результатов обучения, выраженных в действиях ученика Наиболее технологичный способ в случае, если учитель или другой эксперт может надежно опознать результаты обучения

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, в какой степени решены задачи урока.

Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о…»; урок изучения новых знаний: «Изучить…»; урок закрепления знаний, формирования умений и навыков: «Закрепить … знания, сформировать … умения, … навыки»; урок обобщения и систематизации знаний: «Обобщить знания, привести их в систему»; урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков: «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития. Задачи обучениязаключаются в овладении учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания направлены на формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения. Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности в целом.

В процессе целеполагания следует также учитывать формулировки учебных целей и задач, предложенные в образовательных стандартах (учебных программах), утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И. П. Подласый указывает на следующие требования к формулировке задач урока на основе главной дидактической цели урока:

r разбить общую цель урока на составные части;

r каждую часть цели обозначить как отдельную задачу;

r задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись;

r задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

r задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С. И. Гессен). Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные. Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем — сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке (занятии, диспуте и т. п.) мы с вами попытаемся ответить на вопрос…; разобраться в проблеме…; попробуем обобщить, систематизировать…; будем учиться (или научимся) самостоятельно исследовать…» и т. п. Согласование целей предполагает перевод педагогом учебных и воспитательных целей в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из показателей педагогического мастерства.

Даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?

2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.

3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всестороннего гармонического развития личности в истории педагогики?

4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в нормативных документах.

5. Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.

6. Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в образовательной практике.

7. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.

Рекомендуемая литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243 (дата обращения: 29.08.2011).

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

3. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 62—78.

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 128—159.

5. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 87—102.

6. Степаненков Н. К.Педагогика школы : учеб. пособие. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 68—80.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 48—64.

Глоссарий

r Цель педагогического процесса — предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

r Задача педагогического процесса — ближайшая, тактическая цель.

r Базовая культура личности — уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

r Компетенция — совокупность знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

Наши рекомендации