Целеполагание педагогической деятельности

Цель:Студент должен

– определять цели, виды целей;

– обосновывать целеполагание, способы постановки целей;

– выделять функции процесса обучения;

– устанавливать связь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

– характеризовать категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.

Основные понятия:цель, целеполагание, таксономия целей.

Методические рекомендации:при изучении данной темы важно обосновать цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания; установить взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; способствовать развитию умений целеполагания и способам постановки целей.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие цели. Виды целей.

2. Цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания.

3. Понятие о таксономии. Таксономия целей обучения и воспитания.

4. Категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.

5. Целеполагание. Способы постановки целей.

6. Функции процесса обучения.

7. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

8. Связь функций и целей обучения.

Практические задания и вопросы

1.Раскрыть сущность понятий цель и целеполагание в педагогике.

2.Обозначьте проблему целей в современной школе.

Самостоятельная работа

Самостоятельно изучить методику планирования рабочего дня, методику постановки ближних, средних и дальних перспектив в профессиональном самосовершенствовании будущего педагога.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт : Высшее образование,, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительная литература

1. Исламова З. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / З. И. Исламова. – Уфа: БГПУ, 2002. - 202 с.

2. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. / Винценты Оконь. - М.: Высш. школа, 1990. - 382 с.

4. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. - М., Академия, 2008. - 368 с.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. – М., Академия, 2009. - 192 с.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для вузов / под ред. В. А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. - М., Академия, 2006. - 510 с.

7. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М., Академия, 2008. - 256 с.

8. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / О. В. Акулова, О.В., С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общей ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 290 с.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. А. Стефановская. - 2-е изд., стер. - М., Академия, 2006. - 192 с.

10. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: в 2-х ч. / сост. З. И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - / Ч. 1 - 164 с. Ч. 2 - 164 с. /

12. Теория и технологии обучения: хрестоматия / сост. Н.С.Сытина, - 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 219 с.

13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М., Академия. 2008. - 240 с.

14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. - М., Академия, 2008. - 256 с.

15. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Семинарское занятие №7

Планирование педагогической деятельности

Цель:Студент должен

–определять понятия «план», «планирование»;

– обосновывать назначение плана;

– выделять виды планов;

– устанавливать связь между видами и критериями планирования в образовательном процессе;

– характеризовать сущность и назначение планирования.

Основные понятия:план, планирование, рабочий план, тематический план, поурочное планирование, технология планирования.

Методические рекомендации:при изучении данной темы важно обосновать роль и значение планов и планирования, уяснить виды и критерии планирования в образовательном процессе, способствовать развитию умений планирования воспитательного и учебного процессов.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и назначение планирования.

2. Планирование в воспитательном и учебном процессе.

3. Виды и критерии планирования в воспитательном и учебном процессе.

Практические задания и вопросы

1.Назовите виды и структуры планов воспитательной и учебной работы в школе.

2.Определите основные требования к планированию воспитательной и учебной работы в школе

Самостоятельная работа

Самостоятельно разработать перспективный план учебно-воспитательной работы школы на год.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт : Высшее образование,, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительная литература

1. Исламова З. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / З. И. Исламова. – Уфа: БГПУ, 2002. - 202 с.

2. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. / Винценты Оконь. - М.: Высш. школа, 1990. - 382 с.

4. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. - М., Академия, 2008. - 368 с.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. – М., Академия, 2009. - 192 с.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для вузов / под ред. В. А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. - М., Академия, 2006. - 510 с.

7. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М., Академия, 2008. - 256 с.

8. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / О. В. Акулова, О.В., С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общей ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 290 с.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. А. Стефановская. - 2-е изд., стер. - М., Академия, 2006. - 192 с.

10. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: в 2-х ч. / сост. З. И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - / Ч. 1 - 164 с. Ч. 2 - 164 с. /

12. Теория и технологии обучения: хрестоматия / сост. Н.С.Сытина, - 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 219 с.

13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М., Академия. 2008. - 240 с.

14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. - М., Академия, 2008. - 256 с.

15. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Семинарское занятие №8

Наши рекомендации