Понятие управление образованием. Функции управления
Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государстве стандартом. Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения (в особенности, молодого поколения граждан) и качества образования непосредственно зависит поступательное развитие общества и государства. Именно поэтому в Российской Федерации область образования провозглашена приоритетной .
Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качрстве общедоступных и бесплатных им гарантируются следующие виды образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее н начальное профессиональное, а на конкурсной основе — среднее профессиональное, высшее профессиональное и послеву-зовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основное общее образование является обязательным.
Образование соответствующего вида обеспечивается в государственных, муниципальных и иных образовательных учреждениях либо на предприятиях. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут быть освоены в разнообразных формах: а) очной, очно-заочной (вечерней), заочной — в образовательном учреждении; б) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Государственная политика в области образования основывается на следующих основных принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность и светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений. Организационной основой этой политики является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются, а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; б) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием, подведомственные им учреждения и организации. Разнообразное по направленности, формам и методам воздействие государства на элементы этой системы составляет содержание управления в данной области. Следовательно, управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования.
Правовую основу управления в области образования составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, положения об органах управления образованием, уставы образовательных учреждений и другие акты местного, локального значения. Образование в Российской Федерации осуществляется также в соответствии с нормами международного права.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
1. Устанавливает порядок приема детей в муниципальные образовательные учреждения, отчисления и исключения из них;
2. Осуществляет контроль соблюдения прав обучающихся в ходе промежуточное и итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений;
3. Осуществляет мероприятия по предупреждению по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем объединения усилий заинтересованных ведомств;
4. Организует проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, в том числе в форме единого государственного экзамена;
5. Определяет порядок и условия предоставления педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы;
6. Организует деятельность образовательных учреждений по представлению к награждению работников отраслевыми и государственными наградами, обеспечивает иные виды поощрения работников муниципальной системы образования;
7. Назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных учреждений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
8. Заключает договор с каждым муниципальным образовательным учреждением, определяющий отношения между учредителем и учреждением;
9. Согласует учебный план образовательных учреждений;
10. Создает условия для обеспечения охраны жизни и укрепления здоровья детей.
11. Обеспечивает работу учреждений дополнительного образования, оказывает содействие совершенствованию воспитательной работы в образовательных учреждениях, взаимодействует с учреждениями социально-культурной сферы района.
12. Организует в пределах своей компетенции отдых и занятость обучающихся, воспитанников в каникулярное время.
13. Ведет учет, анализирует и прогнозирует потребность образовательных учреждений района в педагогических кадрах. Осуществляет анализ и прогноз состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений. Организует взаимодействие с педагогическими учебными заведениями, институтом повышения квалификации и другими учреждениями по вопросам педагогического образования и повышения их квалификации.
14. Взаимодействует с комитетами, управлениями, отделами администрации МО Оренбургский район и другими организациями по вопросам социальной поддержки работников образовательных учреждений района.
15. Осуществляет контроль за формированием нормативно-правовой базы образовательных учреждений.
16. Осуществляет контроль за деятельностью образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социально-педагогическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетним.
17. Координирует деятельность по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
18. Обеспечивает защиту имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов несовершеннолетних.
19. Осуществляет контрольно-инспекционную деятельность по реализации основных направлений государственной политики в области образования, охраны труда и соблюдения правил техники безопасности, организации питания и охраны физического здоровья детей, проверку состояния бухгалтерского учета и отчетности.
20. Формирует информационный банк данных об образовательных учреждениях МО Оренбургский район.
21. Рассматривает в установленном законодательством порядке письма и заявления граждан, проводит прием населения по личным вопросам.
22. Формирует реестр муниципальных услуг, составляет паспорта муниципальных услуг;
23. Формирует муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.