Управление как процесс, функции управления. Технология социально-педагогического управления.

Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, социальный педагог должен на профессиональном уровне владеть всеми функциями управления.

К управленческим функциям относятся:

· Информационно-аналитическая - самоанализ собственной управленческой деятельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся, сведений о них

· Мотивационно-целевая - выбор цели; определение стратегических и тактических задач; мотивация педагогов и учащихся на достижение цели; превращение мотивов в мотивы-цели

· Планово-прогностическая - разработка программ достижения цели, комплексно-целевое планирование

· Организационно-исполнительская - деятельность по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения цели

· Контрольно-диагностическая - установление соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям, нормативам

· Регулятивно-коррекционная - внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне, поддержание того или иного уровня организации системы в данной ситуации

В настоящее время под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Технологический подход в педагогике ставит целью так построить процесс обучения и воспитания, чтобы было гарантировано достижение поставленных целей.

Одна из технологий социально-педагогического управления развитием школы - это система педагогических советов.

Управление с помощью педсоветов разработано в трудах Ю.А. Коноржевского, П.И. Третьякова. Полностью эта технология представлена Г.К. Селевко как “Технология управления развитием школы через систему педагогических советов” [2]. Педсовет выступает как инновационная форма деятельности (системная инновация). Эта технология позволяет вовлекать всех в деятельность, объединяет усилия педагогов для реализации цели. Основные принципы: гуманизм, коллегиальность. Формулировка тем педсоветов должна содержать проблему, которая практически значима, решаема, реально достижима. Алгоритм работы по технологии следующий:

· Определить уровень развития школьного коллектива

· Используя матрицу, выбрать направления, составить перспективное планирование педсоветов в своей школе

· Темы педсоветов подобрать комплексные

· Спрогнозировать возможные процессы после педсовета; выполнить соответственно коррекцию тематики перспективных педсоветов.

· Предложить для обсуждения и утверждения составленную программу

· Своевременно контролировать выполнение решений педсоветов и проводить коррекцию.

2. Подходы в организации социально- педагогической деятельности: плановый, программный, проектный.

Эффективная организация социально-педагогической деятельности предполагает тщательное программирование профессиональных действий, выверенных в своей последовательности. Исходной единицей такого программирования является проект, содержащий четко сформулированные предложения поэтапного решения актуальной социальной проблемы.

Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной социальной проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач социально-педагогической деятельности.

Проектно-программные формы организации социально-педагогической деятельности играют важнейшую роль в современной социальной политике, они разрабатываются и реализуются на различных уровнях: международные и федеральные программы, региональные программы, субрегиональные программы, а также программы отдельных учреждений (образовательных, медицинских, социальных и др.).

Существуют два типа программ: административно-целевые и инициативно-проблемные.

Административно-целевая программа возникает в форме документа как система заданий, спускаемых сверху, и отражает ведущую роль административных управленческих структур, инициирующих соответствующие процессы.

Инициативно-проблемная программа изначально существует в виде деятельности, уже осуществляемой инициативной группой или организацией в соответствии с определенным замыслом. Принятие некоего программного документа является актом оформления этой деятельности, логическим разворачиванием дальнейших действий.

Плановый подход - предварительный учет сил, времени, материала, необходимых для решения вопроса, предвидение возможных затруднений и выяснение способа их устранения.

Наши рекомендации