Государственно-общественная система управления образованием. государственные органы управления образованием

Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов обучения, в выборе разных типов и видов образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием проявляется в проведении в стране единой государственной образовательной политики, зафиксированной в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Общественное управление образованием характеризуется тем, что наряду с органами государственной власти, создаются общественные коллегиальные органы, в состав которых входят представители педагогического коллектива, обучающихся, родителей, общественности. К органам общественного управления общеобразовательной школой относятся конференция, Совет школы, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет и др. Функционирование названных органов управления обеспечивает коллегиальность принимаемых управленческих решений, способствует созданию положительного психологического климата в школе, творческой атмосферы.

Рассмотрим систему государственного управления образованием в Российской Федерации.

государственно-общественная система управления образованием. государственные органы управления образованием - student2.ru

Рис. 1. Органы управления образованием в Российской Федерации

Системообразующим компонентом этой системы выступает цель образования в стране, детерминирующая управ­ленческую деятельность на всех уровнях.

В структуру системы управления включены следующие компонен­ты, представляющие собой различные службы управления:

-федеральные (центральные) органы управления образованием;

- государственные органы управления образованием субъекта РФ - Администрации (Правительства) республик, краев, облас­тей, входящих в состав Российской Федерации;

- местные (муниципальные) органы управления образовани­ем, создаваемые по решению соответствующих органов местного самоуправления;

- администрация образовательного учреждения и обществен­ные структуры управления, созданные в нем.

К федеральным {центральным) органам управления образованием, прежде всего, относится Министерство образования и науки РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет функции по выработке государственной по­литики и нормативно-правовому регулированию в сфере обра­зования, научной, научно-технической и инновационной деятель­ности, интеллектуальной собственности, а также в сфере моло­дежной политики, воспитания, опеки, попечительства и соци­альной защиты обучающихся (воспитанников). В состав Министер­ства образования и науки РФ входят департаменты, управления, отделы. В ведении Министерства образования и науки РФ находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и подведомственные ему организации (ФИПИ, ФИОКО, Росаккредагенство, Главэкспертцентр, ФЦТ).

Государственные органы управления образованием субъекта Рос­сийской Федерации могут быть представлены такими службами, как Министерства и Комитеты по образованию и науке, департа­менты (республиканские, краевые, областные), управления (на­пример, Управление по профессиональному образованию, Уп­равление по средним общеобразовательным школам, Управление по дошкольным образовательным учреждениям и т.д.), отделы.

Администрации муниципальных образований (городов, районов и т.д.) в Российской Федерации в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как управления, комитеты и т.д. В их состав могут входить различ­ные отделы (отдел по работе со школами, дошкольный отдел, районные территориальные отделы, централизованные бухгалте­рии, хозяйственно-эксплуатационная контора) и секторы.

Администрация является штатной структурой образовательной организации. В нее вхо­дят руководитель ОО (директор, заведующий) и его заместители. В управ­ленческой практике руководитель муниципального образователь­ного учреждения чаще всего назначается Учредителем, в качестве которого выступает муниципальный орган управления образова­нием. Директор подбирает и назначает своих заместителей - за­местителя по учебно-воспитательной работе, заместителя по вос­питательной работе и заместителя по административно-хозяйствен­ной работе. Иногда (по возможности) в состав администрации включаются заместитель директора по научной работе, замести­тель директора по методической работе и т.д.

Наши рекомендации